Социальные факторы защиты от употребления алкоголя

№103-1,

социологические науки

В России за последнее время резко возросло употребление алкоголя подростками. В данной статье рассматриваются социальные факторы защиты от употребления алкоголя подростками.

Похожие материалы

В самом начале коротко рассмотрим, что такое личность.

Личность — это системное качество, которое приобретается подростком в процессе социализации и характеризует его со стороны включенности в общественные отношения. Определяющей для формирования структуры личности, её направленности, является социальная ситуация развития. Поэтому создание благоприятных условий для успешной социализации выступает в качестве необходимого компонента профилактической деятельности.

Рассмотрим более подробно уровни проявления средовых факторов употребления алкоголя.

Микросоциальные факторы защиты – факторы, препятствующие злоупотреблению алкоголя, которые воздействуют на уровне ближайших социальных общностей, в которые входит ребёнок: семья, школа, референтная группа сверстников.

Макросоциальные защитные факторы — условия, препятствующие злоупотреблению алкоголя, характеризующие функционирование общества в целом.

В свою очередь специалисты NIDA (National Institute on Drag Abuse) разработали обобщённую классификацию факторов защиты, которые проявляются на социальном уровне.

Рассматривая то, что общими для всех институтов социализации на данном уровне будут являться следующие факторы защиты:

  • отрицательное отношение к употреблению алкоголя в ближайшем микросоциальном окружении ребёнка;
  • соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении алкоголя;
  • гармоничные отношения в семье, школе и со сверстниками.

Например, специалисты Всемирной организации здравоохранения в качестве протективной по отношению к употреблению алкоголя считают характеристики отношений с ближайшим микросоциальным окружением, где они в целом видят удовлетворение естественной потребности в любви, общении, доброжелательности у ребёнка такие как крепкая связь с социальными институтами, (например, семьёй, школой, религиозными общинами). [1]

Первым и одним из наиболее значимых институтов социализации для ребёнка является его семья.

Среди различных семейных протективных факторов

Среди различных семейных протективных факторов специалисты NIDA выделяют четыре главных фактора:

  • крепкие семейные узы;
  • активную роль родителей в жизни детей;
  • понимание проблем и личных забот о детях;
  • ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности. [2]

Разработанные специалистами, NIDA, профилактические программы, которые могут усиливать защитные факторы среди подростков посредством обучения родителей тому, как лучше строить свои семейные взаимоотношения. Как поддерживать дисциплину, соответственно твёрдо и уверенно устанавливать определённые правила поведения и другие методы воспитания в семье.

Их исследования показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни своих детей, которая в том числе предполагает беседы о вреде алкоголя, отслеживание поступков подростков, кто их друзья, какой у них досуг, а также понимание их проблем и личных забот. Соответственно родители должны знать всех друзей, с которыми общается ваш ребёнок, где и как он проводит своё свободное время.

Рассмотрим факторы защиты, которые проявляются в образовательном учреждении:

  • повышение общего качества обучения, а это усиление связи учащегося со школой;
  • успешное участие ребёнка в общественных мероприятиях;
  • поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учёбе, успехи в различных внутри школьных мероприятиях;
  • негативное отношение к употреблению алкоголя, соответственно и понимание последствий от его употребления;
  • сформированное неодобрительное отношение друзей, знакомых, сверстников школьника к употреблению алкоголя. [3]

Эксперты полагают, что данные профилактические программы должны фокусироваться на повышении общего качества обучения подростка и усилении связи его со школой, прививая тем самым ему чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и таким образом снижая притягательность преждевременного прекращения обучения.

Исследования различных специалистов также показали, что понимание подростками негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления алкоголя, а также общего неодобрения алкоголя со стороны своих друзей и семей способствует удержанию подростков от начала употребления спиртных напитков. [4]

Подростки имеют тенденцию подражать друг другу. Таким образом многие исследователи придерживаются мнения, что наибольшее влияние на установки и поведение подростков будут оказывать его же сверстники.

Влияние сверстников может быть, как позитивным, так и негативным. Соответственно рассмотримзначимыми протективными факторами по отношению к вовлечению алкоголя:

  • позитивные отношения как в семье так и в соцуме;
  • негативное отношение сверстников к употреблению спиртных напитков.

Исследователи предлагают фокусировать внимание профилактических программ на взаимоотношениях отдельного ребёнка с его сверстниками. Таким образом добиться улучшения социально значимых способностей оказывать благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять алкоголь.

Макросоциальные факторы защиты, где в качестве ведущих защитных факторов, которые связанны с местом жительства, исследователи выделяют следующие:

  • усиление общественных антиалкогольных норм;
  • требования к законодательству об ужесточении законов о рекламе алкоголя в СМИ и на рекламных щитах;
  • создание антиалкогольных зон вокруг образовательного учреждения, во дворах.

Профилактические программы будут работать вместе с социальными институтами (государственными, гражданскими и религиозными организациями) тем самым они усилят цель антиалкогольные общественные нормы и просоциальное поведение через СМИ, образовательные программы, изменения в законодательстве и в общественных нормах поведения.

Антиалкогольная политика государства должна осуществляться в двух направлениях — это снижение спроса и снижение предложения.

Так, например, политика снижения предложения, в рамках которой реализуются меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Например, это может быть ограничение часов продажи или запрещения торговли алкогольной продукцией в магазинах, находящихся рядом с образовательными учреждениями. Запрет на продажу подросткам энергетиков и пива. Запрет продажи алкоголя через интернет.

Политика снижения предложения обеспечивает ограничение доступности алкоголя для населения.

В качестве защитного от алкоголизации фактора понимается недоступность алкогольной продукции для детей и подростков.

Например, по результатам анкетирования и опроса, проводимых среди учащихся школ, ведущим мотивом отказа от употребления алкоголя будет является невозможность его приобрести.

Политика снижения спроса — направлена на предотвращение употребления алкоголя и развитие зависимости от него, а также уменьшение вредных последствий употребления. Где роль государства должна заключаться в производстве и продвижении законодательных актов, устанавливающих правовые нормы в отношении употребления алкоголя, а также при сотрудничестве с гражданскими и религиозными организациями в содействии усилению этнических, религиозных и культурных форм, противодействию злоупотребления алкоголя подростками. Даже при физическом наличии какой-либо алкогольной продукции определённые общественные нормы могут сделать его употребление недоступным.

Например, для женщины, воспитанной в мусульманской традиции и придерживающейся её канонов, практически исключена возможность злоупотребления алкогольными напитками, даже в условиях их лёгкой физической доступности. [5]

Важную роль в формировании общественного мнения играют СМИ.

Многие исследователи уверены в том, что в качестве эффективного фактора защиты от алкоголизации должна существовать система антиалкогольной информации подростков через СМИ.

При этом для того, чтобы публикации способствовали отказу подростков от употребления алкоголя, работа СМИ должна подчиняться определённым принципам:

  • в первую очередь, необходима организация специализированной по вопросам алкоголезависимости пресс-службы, работа которой должна строиться в рамках выполнения государственного заказа;
  • информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенка безысходности;
  • негативная информация должна содержать сведения о последствиях употребления алкоголя;
  • необходимо запретить показывать в СМИ сцены употребления алкоголя и пива, и другой спиртосодержащей продукции;
  • резюме любой публикации должно содержать чёткую и понятную подросткам рекомендацию по профилактике алкоголя;
  • публикация должна воздействовать на мотивационную сферу детей и подростков;
  • в подготовке материалов обязательно должны участвовать специалисты: социальные работники, психологи, наркологи и сотрудники Центра общественной безопасности;
  • публикации должны получать одобрение специализированного экспертного совета. [6]

Исследователи Ю.А. Свеженцева, Д.А. Головченко указывают на другие значимые характеристики антиалкогольной информации.

По их мнению, информация должна:

  • исходить из источников, вызывающих доверие;
  • быть регулярной и направленной на всех подростков;
  • в специфическом виде дополнительно подаваться тем категориям, которые составляют группы риска;
  • передаваться с использованием всего комплекса аудиовизуальных средств;
  • вызывать эмоции, подкрепляющих установку против алкоголя. [7]

При исследовании индивидуально-психологических факторов защиты от алкоголизма подростков специалисты выделяют 7 сфер личности:

  • поведенческая сфера;
  • мотивационно-потребностная сфера;
  • эмоциональная сфера;
  • характерологическая сфера;
  • когнитивная сфера;
  • сфера «Я-концепции»;
  • духовная сфера.

Рассмотрим индивидуально-психологические факторы защиты от алкоголизма подростков в таблице.

В зависимости от того, какую сферу личности рассматриваем в таблице выявляются различные факторы защиты подростка от алкоголизма.

Таблица 1. Индивидуально-психологические факторы защиты подростков от алкоголизма.

Сфера личности

Факторы защиты

1

Поведенческая сфера

  • Социальная компетентность;
  • владение эффективными копинг-стратегиями;
  • владение навыками безопасного поведения в ситуации при столкновении употребления алкоголя.

2

Мотивационно-потребностная сфера

  • антиалкогольная установка;
  • развитая ценностная мотивационная структура личности подростка;
  • наличие у подростка жизненных целей и перспектив, которые несовместимы с алкоголизацией;
  • вовлечённость в конструктивную деятельность, альтернативную алкоголизации;
  • ориентированность на ведение здорового образа жизни.

3

Эмоциональная сфера

  • эмоциональная устойчивость;
  • способность снимать напряжение без алкоголя;
  • способность контролировать аффект;
  • сформированность чувства преданности с близкими людьми;
  • высокий уровень аффиляции и эмпатии;
  • чувство юмора у подростка.

4

Характерологическая сфера

Сенситивная и психастеническая акцентуация характера у подростков

5

Когнитивная сфера

  • осведомлённость о негативных последствиях употребления алкоголя;
  • развитые ресурсы в когнитивной сфере;
  • высокий созидательный потенциал.

6

Сфера Я-концепции

  • позитивная Я-концепция;
  • адекватная самооценка;
  • интериальный локус контроля.

7

Духовная сфера

  • твёрдые моральные принципы и убеждения;
  • сформированная позиция подростка по отношению к любви, смерти, жизни, вере и духовности;
  • убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе.

Вывод: только при гармоничном развитии подростка как личности возможно правильное воспитание человека, полезного обществу, ведущему здоровый образ жизни и в дальнейшем способного родить и, главное, воспитать здоровых детей. В данном случае речь идет не только о физическом здоровье, но и социализации подростка как личности, гражданина своей страны.

При наличии кризисов в семейных взаимоотношениях, когда родители не могут активно влиять на поведение подростка, то социальный работник как третья сторона в данной ситуации, имеет возможность влиять на социальное окружение ребёнка, как следствие снизить риск возможности алкогольной зависимости у подростка. При всём этом важно помнить то, что самой лучшей профилактикой подросткового алкоголизма будет являться поддержание тёплых, доверительных отношений с подростками.

Исходя из информации по образу жизни подростков группы риска, можно сделать вывод и отметить, что большое значение имеют не только информирование подростков о негативных аспектах алкоголя, но и запрет прямой рекламы алкоголя.

Также необходимо проводить работу по популяризации идей здорового образа жизни в социуме, а также недопущение косвенной информации, связывающей удовлетворение различных потребностей подростков, таких как успешность, привлекательность, активный образ жизни, отдых без употребления спиртосодержащей продукции.

Список литературы

  1. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проспект. Трикста, 2005. –с. 334.
  2. Lonras A., Fizgerald H.E., Zucrer R.A., von Eye A. Parental alcoholism and co-occurring antisozial behavior: Prospective relaonships to extremalizing behavior problems in their yound sons// J. Abnorm. Child psychol. 2001. Vol.29. №2. P.629-636
  3. Кулганов В, Белов В., Парфёнов Ю. Превентология. Профилактика социальных отклонений. –СПб.: Питер 2014. — с.176
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 , (ред. От 29.07.2018) ст.171.// Консультант Плюс, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/cc12ef68af6f5296cb8a9dad10ca87865d02f12f/, дата обращения 12.08.2018
  5. Березин С.В, Лисецкий К.С., Серебрякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. — Самара: Издательство Самарский университет, 2001г. — с. 50-55.
  6. Свеженцева Ю.А., Головченко Д.А. Роль семьи в профилактике наркомании, реальная и потенциальная // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И.И. Рущенко. Харьков Финарт. 2002.- с. 123-137