Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

№98-1,

юридические науки

Одна из самых важных функций, стоящей перед государством, всегда была борьба с преступностью. Борьба с преступностью производится с помощью правоохранительных органов, в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации. При расследовании уголовных дел повышенной сложности могут создаваться следственные группы (группы дознавателей). Эта тема актуальна на данный момент и пользуется повышенным вниманием со стороны специалистов юридической науки.

Похожие материалы

Законодательство нашего государства в сфере уголовного процесса разнохарактерно. Это обусловлено временным периодом, и тем, в результате чего оно применяется, как следствие этого расходятся и предъявляемые общим законодательством к нему требования.

Приоритетной задачей, стоящей перед всеми правоохранительными органами нашего государства, всегда было искоренение преступности и борьба с ней. От качества работы, её слаженности, организованности и эффективности органов предварительного расследования зависит не только жизнь и здоровье каждого члена общества, сохранность их имущества, но и безопасность всего государства если рассматривать этот вопрос в более широком смысле. Однако нельзя не заметить, что большая часть объема работ в организации раскрытия преступлений, выявлении и установлении лиц их совершивших проводится органами предварительного расследования. От активности и их профессионального уровня напрямую зависит скорость раскрытия преступлений, количество собранных доказательств, указывающих на виновность определенного лица совершившего преступление, а так же справедливость вынесенного судом приговора в последующем. Следует отметить, что в особых случаях производство предварительного расследования может производиться с помощью следственной группы (группы дознавателей).

С 1980-х гг. большой объем законодательства в сфере изменения органов предварительного расследования (следственных групп, групп дознавателей) обсуждался не единожды, обсуждался как законодателем так и самими органами предварительного расследования. При рассмотрении общих положений предварительного следствия, производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей) отнесено законодателем не было, в следствии чего возникали трудности в работе органов предварительного расследования.

Законодательство в области производства предварительного расследования следственной группой и группой дознавателей в УПК РФ только поверхностно рассматривает ряд вопросов, способных выявить главные моменты производства предварительного следствия по наиболее тяжким уголовным делам. Именно из-за этого научный интерес к этой теме так сильно возрос.

На данный момент в уголовно-процессуальном законодательстве важно определить спектр процессуальных полномочий руководителя следственной группы (группы дознавателей), при этом так же важно учитывать тактику и методику расследования преступлений следственной группой (группой дознавателей). Нужно разрешить проблему процессуальных полномочий руководителя следственной группы (группы дознавателей) и руководителя следственного органа. Необходимо увеличить количество процессуальных прав следователя (дознавателя) входящему в состав следственной группы (группы дознавателей), так же необходимо установить формы взаимодействия между органом дознания и следственной группой. Необходимо определить систему решения споров и конфликтов между сотрудниками внутри следственных групп (групп дознавателей). Так же важно определить в УПК РФ узкий круг преступлений и их видов, по которым возможно создание следственных групп (групп дознавателей).

Такое напряжение в научных спорах по вопросу законности создания следственных групп (групп дознавателей), как и все вышеперечисленное, говорит, что научное исследование по данной теме является важным и актуальным.

Предварительное следствие как фаза уголовного дела наступает сразу после вынесения такого уголовно-процессуального документа, как постановление о возбуждении уголовного дела (далее — ВУД), то есть наступает сразу после фазы возбуждения. Впрочем, это только одно из понятий «предварительного следствия», как тезис в уголовно-процессуальном законодательстве оно имеет и другие толкования.

Так же юридическая наука в сфере уголовно-процессуального законодательства под предварительным следствием раскрывает и следующие подходы к этому определению:

  1. дальнейший этап после ВУД, стадия ВУД является предшествующей фазой предварительному следствию;
  2. предварительное следствие как функция следователя (дознавателя) для выполнения профессиональных целей и задач в срок, который определяется всем ходом предварительного расследования;
  3. предварительное расследование как юридический институт относящийся к институту уголовного процесса.

Итак, если объединить все юридические толкования, относящиеся к термину предварительного следствия, то мы получим следующее, что предварительное следствие следственной группой (группой дознавателей) — это дальнейший этап после возбуждения уголовного дела, который начинается после принятия решения следователем (дознавателем) на основании конкретных норм уголовно-процессуального законодательства о наличии всех элементов состава преступления, признаков преступления и достаточности данных для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Заканчивается этап предварительного следствия вынесением уголовно-процессуального документа, обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления), после того как наличие собранных доказательств и их количество будет считаться достаточным, так же стадия предварительного следствия может заканчиваться прекращением уголовного дела (далее — УД).

Что касается предварительного следствия как термина, закрепленного и раскрытого в нормах уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, то можно сказать, что определения, раскрывающего термин «предварительное следствие» как вид деятельности уголовного процесса, закон не содержит. Однако такое определение можно встретить в литературе посвященной теории самого процесса, например у В.М. Савицкого, автор считает, что расследование преступления — это деятельность уполномоченного лица, характеризующаяся активностью и целенаправленностью, с целью установления истины. Следует отметить, что выше указанный тезис, не содержит в себе полный список признаков предварительного следствия.

Сформулируем такие признаки.

Согласно мнению автора А.П. Рыжкова, признаки предварительного следствия бывают следующих видов:

  1. начало предварительного следствия, после установления уполномоченным органом полного состава преступления, наличия достаточных данных указывающих на важные признаки объективной стороны;
  2. предварительное следствие — постоянная уголовно-процессуальная деятельность, складывающаяся из действий и решений;
  3. направление предварительного следствия на установление всех факторов, указанных в ст. 73 УПК РФ (ст. 421, 434 УПК РФ);
  4. производство предварительного следствия исключительно законным и компетентным органом, реализовывающим уголовно-процессуальную деятельность.

Суть предварительного следствия как стадии процесса заключается том, что в период действия проводится тождеименные уголовно-процессуальные действия.

В заключение хочется сказать, что важность и роль стадии предварительного следствия состоит в том, что уполномоченное должностное лицо (следователь, дознаватель) принимает комплекс необходимых мер для сбора необходимых доказательств, как для установления вины, так и для её опровержения, принимает комплекс мер для полного раскрытия преступления, еще до начала стадии судебного разбирательства.