Роль социальных инвестиций в повышении стоимости компании на примере ПАО «ЛУКОЙЛ»

№122-1,

экономические науки

В статье представлена методика оценки эффективности социальных инвестиций компаний, которая позволяет оценить рост конкурентоспособности компании и увеличение ее стоимости. В работе обоснована цель и критерий социальных инвестиций компаний, выявлены направления уменьшения рисков для предприятий, показано влияние социальных инвестиций на изменение стоимости компаний.

Похожие материалы

Актуальность работы заключается в повышении популярности тренда, состоящего в осуществлении социальных инвестиций крупными компаниями. В связи с пандемией компании несут значительные убытки, на фоне снижения платежеспособности и мобильности населения. Вопрос о том, каким образом поддерживать финансовую устойчивость и платежеспособность компании, ставится особенно актуальным. В работе рассматривается, как помощь обществу позволит достигнуть процветания организации.

Социальное инвестирование не является новейшим инструментом влияния на жизнь общества, поскольку период появления социально-ответственного поведения в обществе сложно определить. Однако, например, в России благотворительность возникла еще в середине XVI века.

Несмотря на то, что социальное инвестирование, как элемент инвестиционного процесса, является достаточно новым инструментом, можно судить о том, что он стремительно развивается. Участники рыночных отношений поддерживают необходимость решения различных социальных проблем для улучшения работы самого рынка и каждой конкретной организации. Сами же отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

Для осуществления социальных инвестиций необходим перечень критериев. На основе исследований, было выявлено, что для российской экономики целесообразно использование трех групп критериев.. Первая группа критериев — это критерии для институционального оформление социальной политики. Вторая группа — это проверка системы учета социальных мероприятий. Третья группа — это оценка комплексности осуществляемых социальных инвестиций.

В наиболее общем виде субъектами механизма социального инвестирования являются государственные и местные органы власти, коммерческие и благотворительные организации, а также индивидуальные инвесторы. При этом на начальном этапе формирования механизма социального инвестирования в регионе ключевая роль принадлежит государственным и местным органам власти.

Основным показателем, характеризующим финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными. Для оценки платежеспособности предприятий используется методика оценки ликвидности баланса. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активам, сгруппированным по степени уменьшения ликвидности (реструктуризация баланса), с последующими обязательствами, сгруппированными по срочности их погашения.

Подводя итог, получается, что долгосрочная дебиторская задолженность должна входить в группу четыре — то есть, «твердо продаваемые активы» и не должна принимать никакого участия в оценке ликвидности текущей платежеспособности. Так же обратим внимание, что не все выведенные из баланса активы распределены как «трудновыполнимые», как обычно верится. Существуют довольно ликвидные активы выведенные из баланса (например, право арендовать здание в центре сельского поселения или торговой точки в центре города ), одна из трудностей при внедрении активов- транзакция имеет длительные сроки. Так как этот период не может превысить один год (некоторые документы для продажи недвижимого имущества действительны только в течение одного месяца), тогда такие активы могут быть включены в, по крайней мере, третью группу.

Полная платежеспособность товаров и услуг соотносится с соблюдением всех трех неравенств. Но если соблюдается только третье неравенство, нельзя считать что есть полная платежеспособность, так как в тот момент когда предприятие проанализировало свои ресурсы и активы, оно показывает возможность закрытия текущих обязательств, соответствующими активами в течение отведенного времени, но не более одного года. Делая вывод, можно сказать, что платежеспособность, легко определить при помощи абсолютных показателей, так же, можно классифицировать платежеспособность, так как если все три неравенства соблюдаются, полная платежеспособность имеет место (сопровождается образованием кредиторской задолженности только за счет несовпадение даты отчетности и погашения обязательств или нежелания погашать обязательства).

Российская экономика неразрывно связана с нефтегазовой отраслью. Отрасль можно назвать стратегически важной для государства. В наши дни топливо из нефтегазовых продуктов является объективной необходимостью. Это связано с использованием данных природных ископаемых для производства транспорта, лекарственных средств, одежды, данный список можно продолжать бесконечно.

Значимость нефтегазовой отрасли может подтвердить и сумма средств, поступающих в казну Российской Федерации. Известно, что доходы от добычи, переработки и экспорта нефти и газового конденсата в РФ составляют 40 % от федерального бюджета страны (Рисунок 1) [6]. Это определяет колоссальную важность нефтяной отрасли в стратегическом развитии всего государства.

Структура бюджета РФ. Источник: авторский
Рисунок 1. Структура бюджета РФ. Источник: авторский

Таким образом, проведение исследования на базе нефтегазовой компании является крайне актуальным в настоящее время. Конкретным примером для исследования может послужить ПАО «Лукойл» — российская нефтяная компания. Известно, что продукцию Компании каждый день приобретают десятки миллионов людей более чем в 100 странах мира. А внутри компании трудится порядка 100 тысяч человек. Интересным является вопрос о том, как компания может улучшить качество социальной жизни общества.

Для этого необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия. Полный анализ ликвидности баланса предприятия основывается на сравнительном анализе средств по активу, собранных по степени убывание ликвидности (табл. 1), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые объединяются по степени срочности их погашения.

Таблица 1. Группировка активов по степени ликвидности

Вид актива

Начало периода

На конец периода

Денежные средства

1300

2400

Краткосрочные финансовые вложения

3000

3600

ИТОГО по группе 1(А1)

4300

6000

Готовая продукция

2200

6400

Товары отгруженные

-

-

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев

2500

5400

ИТОГО по группе 2 (А2)

4700

11800

Долгосрочная дебиторская задолженность

-

-

Сырье и материалы

3800

6200

Незавершенное производство

1200

1500

Расходы будущих периодов

200

300

НДС по приобретенным ценностям

800

1200

ИТОГО по группе 3 (А3)

6000

9200

Внеоборотные активы (группы 4) (А4)

30000

38000

Всего

45000

65000

Чаще всего платежеспособность предприятия измеряется по показателям, которые видны в виде определенных коэффициентов, характеризующих взаимоотношения оборотных средств (совокупных или частичных) к краткосрочным обязательствам. Таким образом, коэффициенты, характеризующие платежеспособность, дают возможность замерить покрытие обещаний фирмы обратными активами; ликвидность резервов предприятия; этап, в котором данный запас сберегается как залог защищенности напротив неопределенности и всякого семейства риска, которому подвержены валютные струи фирмы.

Чтобы оценить платежеспособность и ликвидность предприятия в краткосрочный период рассчитывают следующие коэффициенты: текущей ликвидности, абсолютной ликвидности и промежуточной ликвидности.

Главным показателем, определяющим существование реальной возможности предприятия увеличить или уменьшить свою платежеспособность в течении определенного времени, является коэффициент увеличения (уменьшения) платежеспособности.

Вместе с абсолютными показателями для того чтобы оценить ликвидность и платежеспособность данного предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (табл. 2).

Таблица 2. Показатели ликвидности предприятия

Показатель

На начало периода

На конец периода

Изменение

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,5

0,34

-0,16

Коэффициент быстрой ликвидности

0,9

0,72

-0,18

Коэффициент текущей ликвидности

1,74

1,53

-0,21

Главным образом, все эти показатели являются важными для оценки ликвидности предприятия, и составляют интерес, как для руководства предприятия, так и для внешних субъектов анализа: коэффициент текущей ликвидности — для инвесторов, коэффициент абсолютной ликвидности — для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности — для банков.

По результатам анализа использования финансовых ресурсов Общества для увеличения стоимости компании необходимо повысить степени ликвидности и платежеспособности предприятия, а также его финансовой устойчивости. Компании необходимы мероприятия по совершенствованию управления финансовыми ресурсами.

Первым мероприятием по осуществлению социальных инвестиций поддержания финансовой устойчивости является сокращение дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Если компания будет производить социальное инвестирование в такие сферы, как образование, медицина, городская инфраструктура, это повысит известность предприятия и появится необходимость выбирать наиболее платежеспособных клиентов с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца

Следующим мероприятием является снижение операционных затрат, например, компании может понадобиться социальное инвестирование в обучение, развитие и улучшение здоровья персонала. Таким образом более подготовленный персонал, сможет минимизировать убытки предприятия путём предотвращения благодаря полученным навыкам, и эмоционально-физическому благополучию оптимизировать свою деятельность и сократить временные потери, ресурсные потери и финансовые потери.

Так же важным мероприятием может стать эффективное управление инвестиционными проектами.

Таким образом, социальные проекты, проводимые компаниями в рамках корпоративной социальной ответственности, позволяют им добиться определенных результатов сразу по нескольким направлениям; вся деятельность ПАО «ЛУКОЙЛ» направлена на достижение таких важных целей, как развитие различных сфер жизнедеятельности людей.

Список литературы

  1. Доля нефтегазовых доходов бюджета продукции России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://finance.rambler.ru/realty/40552551–dolya–neftegazovyh–dohodov–byudzheta–rossii–v–pervom–polugodii–sostavila–45–6/ (дата обращения 26.01.2021).
  2. ПАО «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.conomy.ru/emitent/lukoil (дата обращения 26.01.2021).
  3. Рейтинг стран по добыче нефти и газового конденсата: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/oil/ (дата обращения 26.01.2021)
  4. Рейтинг стран по экспорту нефтегазовой продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the–world–factbook/rankorder/2242rank.html (дата обращения 26.01.2021).
  5. Сазонов С.П., Косинова Н.Н., Федотова Г.В., Харламова Е.Е., Попова М.Ю., Стрельцова Н.В., Кабанов В.В. Механизм государственно-частного партнёрства в реализации инвестиционной стратегии регионов: монография. ВолгГТУ. — Волгоград, 2014. — 226 с.
  6. Сазонов, С.П. Харламова Е.Е., Живолуп Д.И. Теория и методология анализа эффективности инвестиционной деятельности предприятия: монография. ВолгГТУ. — Волгоград, 2014. — 116 с.
  7. Сидорова Е.Е., Живолуп Д.И Теория и практика анализа эффективности инвестиционной деятельности промышленного предприятия // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2013, № 5 (108). С. 53-58.