О гармонизации понятийного аппарата информационной сферы в документах стратегического планирования

№99-1,

технические науки

Рассмотрено содержание основных понятий и категорий, содержащихся в документах стратегического планирования применительно к информационной сфере своевременного общества. Сделан вывод о необходимости гармонизации и адаптации этого категориально-понятийного аппарата применительно к динамике развития всех компонентов информационной сферы современного общества, с учётом особенностей функционирования и развития сложных антропогенных систем, а также в условиях обновления и совершенствования документов стратегического планирования.

Похожие материалы

Информация, информационные технологии [1] и связанные с ними понятия «информационное общество», «информационная сфера», «информационное пространство», «информационная инфраструктура», «информационная система» прочно вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой принадлежностью деятельности личности, общества и государства. а также современных систем государственного и военного управления. Их активно используют в системе государственного и военного управления, во всех отраслях экономики и социальной сфере, в политике и культуре. Эти понятия, в основном, пришли из наук об информации — информологии, системологии, информатики и при трансляции их в другие научные и образовательные сфеы породили значительное разнообразие в определениях. Отсутствие единого представления о содержании этих понятий нашло отражение в действующих документах стратегического планирования Российской Федерации.

Анализ [2-7] позволяет констатировать наличие близких, но не взаимосвязанных концептуальных подходов к раскрытию содержания понятий понятия «информационное общество», «информационная сфера», «информационное пространство», «информационная инфраструктура», «информационная система».

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы [2] развитие информационной сферы рассматривается в контексте развития информационного общества, т.е. общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан.

Для информационного общества характерно наличие информационного пространства, включающего совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи образующих информационную инфраструктуру.

В информационном пространстве выделяется критическая информационная инфраструктура Российской Федерации, включающая сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия объектов, информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети государственных органов, а также информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта, связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности.

Кроме того, важной составной частью информационной инфраструктуры является инфраструктура электронного правительства, рассматриваемая как совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц.

В рамках объектов критической информационной инфраструктуры осуществляется развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями.

Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых информационных технологий, повсеместное применение которых способствует развитию нового этапа экономики — цифровой экономики и образованию ее экосистемы. При этом под экосистемой цифровой экономики понимается партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Совершенствование информационной инфраструктуры Российской Федерации осуществляется:

  • на уровне программного обеспечения и сервисов, предоставляемых с использованием сети «Интернет»;
  • на уровне информационных систем и центров обработки данных;
  • на уровне сетей связи (линии и средства связи, инфраструктура российского сегмента сети «Интернет», технологические и выделенные сети связи, сети и оборудование интернета вещей)

В развитии современного информационного пространства предлагается сосредоточиться на создании информационного пространства, основанного на знаниях (далее — информационное пространство знаний), которое на новом качественном уровне обеспечит права граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.

Формирование информационного пространства знаний будет осуществляться за счёт развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети «Интернет») форм распространения знаний.

Для формирования информационного пространства знаний необходимо:

  • усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
  • принять меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;
  • обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия;
  • использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ;
  • сформировать безопасную информационную среду и совершенствовать механизмы ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено федеральным законом, и ее удаления;
  • обеспечить обработку данных на российских серверах при электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории Российской Федерации, а также передачу таких данных на территории Российской Федерации с использованием сетей связи российских операторов.

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации. Программа до 2035 года» [5] изложена концепция развития инфосферы и информационного пространства, но в контексте потребностей современной экономики. Для этого используются новые категории и определения похожие, но отличающиеся от первого концептуального подхода.

Информационное пространство информационного общества в этой концепции рассматривается через призму цифрового пространства в экономике.

Сквозное проникновение информационных технологий во все отрасли экономики, как в качестве цифровых (нематериальных) активов в форме новых бизнес-моделей, так и в форме промышленного Интернета вещей обусловливает формирование больших массивов экономически значимых отраслевых и межотраслевых данных.

При этом под цифровым (нематериальным) активом понимаются:

  • систематизированный, индексированный контент (цифровые фотографии, анимация, видео, музыка и пр.), доступный для применения;
  • инкапсулированная в сети (Интернет или др.) функциональность;
  • специфическая форма собственности и ресурсов, в том числе интеллектуальной собственности, инвестиции в которые повышают капитализацию физического актива и обеспечивают рост денежного потока;
  • совокупность информации в цифровой форме (совокупность цифровых продуктов) о физическом или виртуальном объекте, процессе, субъекте деятельности, физическом лице, которая представляет ценность и может быть использована для извлечения добавленной стоимости;
  • комплекс цифровых продуктов и инфраструктур, процесс использования и изменения которых приводит к формированию добавленной стоимости и новой ценности, в том числе выраженной в денежной форме.

С учётом технологий связи и коммуникаций практически каждый предмет быта и окружающего человека мира оказывается подключен к глобальному цифровому пространству, формируя предпосылки для использования соответствующих данных для оценки и прогнозирования экономического развития.

Таким образом, по мере того как люди, бизнес и оборудование становятся все более тесно связанными в формате единого цифрового пространства, цифровизация предлагает широкие возможности для новых моделей принятий решений, оказываясь основой текущих глобальных экономических и социальных преобразований, которые меняют модели бизнеса и потребителей, модели оказания социальных услуг и экономической деятельности населения.

Потенциал цифровизации для принятия управленческих решений создает предпосылки к возникновению конкурентных преимуществ государств, а также бизнеса как на национальном, так и на мировом уровнях.

Однако для того чтобы данные приобрели ценность и стали новой производительной силой, дающей конкурентные преимущества, необходимы системы и технологии их обработки, то есть цифровая инфраструктура.

Под цифровой инфраструктурой понимают:

  • комплекс инфраструктур, обеспечивающих протекание информационных процессов на основе цифровых технологий;
  • комплекс технологий и построенных на их основе цифровых продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой основе.

Цифровая инфраструктура строится на множестве цифровых платформ. Цифровая платформа представляет собой либо коммуникационную и транзакционную среду, участники которой извлекают выгоды от взаимодействия друг с другом (в широком смысле), либо информационную систему, ставшую одним из лидирующих решений в своей технологической нише (транзакционной, интеграционной и т.п.), либо площадку, поддерживающую комплекс автоматизированных процессов и модельное потребление цифровых продуктов (услуг) значительным количеством потребителей, либо модель деятельности (в том числе бизнес-деятельности) заинтересованных лиц на общей платформе для функционирования на цифровых рынках.

В качестве результата функционирования цифрового пространства, цифровой инфраструктуры и цифровых платформ рассматриваются цифровые продукты (услуги). Под цифровым продуктом (услугой) понимают:

  • продукт (услуга), производимый и/или предоставляемый в цифровом пространстве;
  • одно из свойств продукта (услуги), возникающее при осуществлении цифровых процессов с образом продукта (услуги);
  • ценная информация или доступ к электронному сервису, за который покупатели согласны платить деньги.

Для формирования цифровой инфраструктуры необходимо.

Во-первых, обеспечить всеобщий доступ подключения к высокопроизводительным широкополосным сетям Интернет.

Во-вторых, создать цифровые платформы, обеспечивающие рынки товаров, услуг и информации, поставляемых как в физическом, так и в цифровом виде.

Государственные цифровые платформы представляют собой технологическую среду, предоставляющую услуги и сервисы для управления жизненными ситуациями граждан, а также площадку, где формируется договоры между государством и различными категориями пользователей, заинтересованными в получении государственных услуг. На этих платформах могут предоставляться бесплатные сервисы, основанные на обработке открытых больших данных — как для бизнеса, так и для населения.

Цифровые платформы открывают возможности для совместного использования данных различными пользователями, создавая благоприятные условия для аналитики, прогнозирования и мультифункциональных сервисов.

В-третьих, развитие инфраструктуры для хранения информации. С учетом объема устройств, подключенных к цифровому пространству, и общей цифровизации экономики количество данных растет экспоненциально. В этой связи возрастает роль высокотехнологичных решений для безопасного, надежного, долгосрочного хранения «больших данных».

В-четвёртых, технологии обработки «больших данных». Для упрощения масштабного перехода бизнеса на цифровые платформы требуется снижение стоимости вычислительной мощности. Решения в данной сфере будут обусловливать конкурентные преимущества и уменьшать порог входа микробизнеса на рынок информационных услуг.

В-пятых, формирование доверенного цифрового пространства. Формирование доверенной среды для хранения и обработки «больших данных», а также для аутентификации и идентификации субъектов цифровой экономики в цифровом пространстве обусловит повышение уровня вовлеченности бизнеса и населения в цифровую экономику и обеспечит предоставление качественных цифровых услуг.

Создание и развитие цифровых платформ основывается на следующих технологиях в области работы с данными: искусственный интеллект, туманные вычисления, квантовые технологии, суперкомпьютерные технологии, технологии идентификации, математическое моделирование, сквозные технологии, технологии блокчейна, нейронные сети.

В целом концепция цифрового пространства и цифровой инфраструктуры может быть реализована на уровне экономики военно-промышленного комплекса.

В доктрине информационной безопасности [7] развитие инфосферы рассматривается с точки зрения национальных интересов и угроз информационной безопасности.

Под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

Материальную основу инфосферы составляет информационная инфраструктура Российской Федерации (далее — информационная инфраструктура), представляющая собой совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети «Интернет» и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.

Категории «инфосфера» и «информационная инфраструктура» используются для формулировки национальных интересов в инфосфере и угроз информационной безопасности.

В качестве основного национального интереса в информационной сфере рассматривается обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Реализации национальных интересов препятствует ряд угроз информационной безопасности:

  • трансграничный оборот информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности;
  • наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях при одновременном усилении деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса;
  • возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе, в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий;
  • увеличиваются масштабы применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности;
  • существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет», не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.

Направлениями обеспечения информационной безопасности являются:

  • повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов, недопущения иностранного контроля за функционированием таких объектов, обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;
  • совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства.

Выводы

Концепции развития предметных областей деятельности, отрасли, имея ввиду информационную сферу, как стратегический системный замысел предполагают определение либо единого, либо взаимоувязанного понимания и трактовки основных сущностей и явлений, положенных в их основу. Они задают набор основополагающих требований со стороны объемлющих систем к развитию и использованию отдельных информационных систем по различным направлениям деятельности с учётом долгосрочного прогноза развития текущей ситуации.

Исходя из рассмотренного по источникам [2,5,7] категориально-понятийного аппарата, можно сделать вывод, что этот аппарат требует гармонизации и адаптации применительно к динамике развития всех компонентов информационной сферы современного общества, с учётом особенностей функционирования и развития сложных антропогенных систем [8], а также в условиях обновления и совершенствования документов стратегического планирования.

Отсутствие взаимоувязанного или единого категориально-понятийного аппарата, целостного системного представления об информационной сфере и о регулировании разработки государственных и ведомственных информационных систем зачастую приводит к проблемам их несовместимости, неоправданного дублирования, неполноты и низкокачественной обработке информации. Это, в свою очередь, влияет на эффективность принимаемых решений, усложняет взаимодействие государства с гражданским обществом, его институтами, организациями различных форм собственности, отдельными гражданами.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
  2. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. [Электронный ресурс]: Утв., распоряжением правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р р – Режим доступа: http:// digital.gov.ru
  5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Программа «Цифровая экономика Россиийской Федерации» [Электронный ресурс]: Утв., распоряжением правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р – Режим доступа: http://static.goverment/ru/media
  7. Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Утв. указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Соловьёв И.В. Сложная организационно-техническая система как инструмент исследования искусственных антропогенных систем // Дистанционное и виртуальное обучение. - №1. – 2014. - с.5- 23