Формирование социально-перцептивной компетентности старшеклассников в области безопасности жизнедеятельности

№127-1,

педагогические науки

Социально-перцептивная компетентность — это социально-психологическое свойство, отражающее определенный уровень развития личности и включающее в себя следующие составляющие: знания закономерностей социальной перцепции, умения и эмоциональные отношения, связанные с восприятием, оценкой и пониманием людей. Социально-перцептивная компетентность является одной из важнейших качественных характеристик личности, позволяющих реализовать её потребности в социальном признании, самореализации, уважении и помогающие успешно адаптироваться человеку в социуме. Идея изучения условий формирования социально-перцептивной компетентности и, в частности, адаптации старшеклассников в области безопасности жизнедеятельности предполагает, что предметом содержательной подготовки старшеклассников должны быть психологические функции и личность ребенка, также процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с психикой, душой, личностью ребенка, психической готовности конфликтным ситуациям и умению их ликвидировать. Еще одной важным фактором является воспитание понятия безопасности жизнедеятельности у старшеклассников. Принято считать, что к старшему школьному возрасту сформированы базовые представления о жизни и о безопасности как ориентиры для успешного решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности. Отсутствие априорной предзаданности развития у старшеклассников адекватных представлений о безопасности жизнедеятельности делает актуальным изучение условий формирования социально-перцептивной компетентности.

Похожие материалы

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, является формирование у старшеклассников необходимых компетенций, которые будут способствовать формированию личностных качеств и также совершенствованию системы образования. Это обусловлено необходимостью понимания специфики перцептивных процессов в подростковом возрасте, которые в значительной степени определяют восприятие и понимание других людей.

Одной из главных задач переходного возраста является именно формирование социально-перцептивной компетентности. Учебная деятельность, в условиях которой будет протекать формирование компетентности ученика, станет определяющим фактором развития личности, включающее в себя следующие составляющие: знания закономерностей социальной перцепции, умения и эмоциональные отношения, связанные с восприятием, оценкой и пониманием людей.

Кроме формирования у старшеклассников знаний о закономерностях социальной перцепции, также очень важным является успешная адаптация в социуме и знания о безопасности жизнедеятельности.

Человек существо социальное, только развиваясь в среде себе подобных, человек становится человеком. С самого раннего детства, человек находится в обществе, воспринимает окружающих его людей, формирует свое отношение к людям и к различным социальным группам.

Социоперцептивные образы, начинают формироваться с самого раннего детства и впоследствии оказывают влияние на безопасность в течении всей жизни человека. И для того, чтобы сформировать социально-перцептивную модель ученика, необходимо помимо дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», проводить внеурочные занятия и мероприятия направленные на решение данной проблемы.

Введение качественного образования, детально проработанной и направленной на выполнение необходимых задач, определяет формирование социально-перцептивной и социально-психологической компетенции, которое обеспечит целостное восприятие индивидом социальных объектов и успешную его адаптацию в социуме. Под социально-перцептивной моделью предполагается индивид, способный справляться со сменой социальных ролей, готовый сотрудничать, вступать в контакты, готовый к изменениям, к самоопределению, социальной ответственности за последствия своих поступков.

Процесс социальной перцепции изучает такие аспекты как механизмы восприятия человека, его умения адекватно оценивать различные ситуации, оценивать других людей в ходе взаимосвязи [4].

В заключении можно отметить, что в ходе формирования у старшеклассников социально-перцептивных компетенций в области безопасности жизнедеятельности, изучаются такие важные процессы и механизмы восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.д). В процессе развития общения, социальная перцепция играет регулятивную роль, выполняя перцептивно-диагностическую функцию посредством основных механизмов: эмпатия, идентификация, каузальной атрибуции, аттракции и рефлексии.

Наличие у индивида социоперцептивных навыков, знаний и умений, на сегодняшний день являются одним из главных факторов успешной социализации, адаптации и взаимодействия в условиях совместной деятельности.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 350с.
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 1997.-238с.
  4. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996. 18с.