К вопросу формирования навыков социального поведения школьников

№99-1,

педагогические науки

В статье обращается внимание на социальные угрозы безопасности жизнедеятельности современных школьников, прослеживает становление предмета Основы безопасности жизнедеятельности в школьном образовании, дает краткие характеристики предполагаемым предметным результатам обучения. Автор приводит различные научные взгляды ученых на проблему социальной безопасности. Особое внимание уделяет описанию опасностей, которым могут быть подвержены школьники в социуме. Обосновывает мысль о важности формирования навыков социальной безопасности у школьников разнообразными формами и методами.

Похожие материалы

Современный мир стремительно меняется, порождая дефицит безопасности человека и его жизнедеятельности. Усиливается необходимость создания безопасного пространства, нахождения понятных каждому ориентиров в выборе тактики поведения в экстремальных ситуациях. В этой связи все большее значение приобретает необходимость решения проблем, связанных с формированием навыков социальной безопасности школьников.

Как показывает практика, современная школа может рассматриваться как объект высокого риска. Поэтому весьма актуальным является вопрос о социальной безопасности школьников в процессе взаимодействия всех участников образовательной среды.

В 1991 году постановлением Совета Министров РСФСР и Приказом Министерства образования РСФСР в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Вначале этот курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс).

До настоящего времени проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и учащихся, в частности, рассматривалась в отечественной педагогике с нескольких методологических позиций. Во-первых, через формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни и решалась в учебных заведениях в рамках уроков физической подготовки. Во-вторых, значительное влияние уделялось научной организации труда, и, прежде всего, его безопасности в процессе трудового обучения. Некоторые знания по этому вопросу предлагались также на уроках физики, химии, биологии и т.д. Четкая концепция подготовки подрастающего поколения к навыкам социальной безопасности школьников в обществе отсутствовала.

Современные Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагают достижение школьниками предметных результатов, связанных с формированием у них культуры безопасности жизнедеятельности, социально-нравственной позиции личности, отрицающей экстремизм, терроризм и другие проявления противоправного и асоциального поведения, стремление к здоровому образу жизни, неприятие вредных привычек (курение, пьянство, наркоманию) и т.п. [ФГОС].

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Проблеме социальной безопасности посвящены современные исследования ученых, рассматривающих данный феномен с различных позиций: концептуализация понятия «социальная безопасность» изложена в работах Г.В. Брои, В.Н. Ковалева, В.Н. Кузнецова, С.З. Павленко, Н.М. Пожитного, В.С. Поликарпова, В.К. Сенчагова, А.И. Страхова, Р.Г. Яновского и других; методология и методика обеспечения социальной безопасности молодежи освещена в исследованиях У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, Т.Е. Бейдиной, С.И. Григорьева, В.И. Зубкова, В.Н. Кузнецова, М.Б. Лига, Г.В. Осипова, М.Ю. Швецова и др; поиску взаимосвязи и анализу понятий «социальная безопасность», «опасность», «социальная напряженность» уделяют научное внимание В.Н. Белоусов, В.М. Димов, И.Ю. Жинкина, В.Н. Паутов, А.Н. Сухов и др.; в работах П.Г. Белова, В.В. Серебрянникова и др. разрабатывается проблема обеспечения политической, экономической, социальной безопасности молодежи в контексте защиты ее прав и свобод.

В Толковом словаре С.И.Ожегова понятие «безопасность» рассматривается как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [1, с.41], т.е. безопасность можно рассматривать как состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие.

С позиции образования следует рассматривать социальную безопасность с одной стороны, как раздел учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», с другой — как область предметных знаний, изучающих социальные опасности, угрожающие каждому человеку, сообществам и разрабатывающие соответствующие способы защиты от них. Социальная безопасность личности включает в себя систему взаимодействия личности со средой, осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей.

Школьник, приходя в школу или в другое образовательное заведение, должен находиться в безопасном пространстве, поэтому администрация и педагогический коллектив учебного заведения обязаны обеспечить учащемуся полную физическую и психологическую безопасность. В работе Чипеевой Н.А. отмечается, что «безопасность образовательного процесса — это состояние защищенности школьника от угроз его здоровью, достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению» [4, с.34.]. В этой связи необходимо научить современных школьников нетерпимо относиться к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, сформировать навыки противодействия им. Рассмотрим, что представляет для современных школьников социальную опасность. О.Н. Русак, К.Р. Малаян и И.Г. Занько выделяют социальные опасности, связанные:

  1. С психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.);
  2. С физическим воздействием на человека (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество);
  3. С употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);
  4. С болезнями (СПИД, венерические заболевания);
  5. С опасностями суицидов [2, с. 98].

Для современных школьников наибольшую опасность представляют наркомания, алкоголизм, курение, венерические заболевания и ВИЧ-инфекция, суицид, насилие, опасность вовлечения в экстремистские организации и преступные группировки.

К возникновению опасных ситуаций для школьников, с психологической точки зрения, могут привести следующие обстоятельства:

  1. Нарушение мотивационной части действия, что проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Подобное нарушение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т.д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;
  2. Нарушение ориентировочной части действий, которое проявляется в незнании объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;
  3. Нарушение исполнительной части действия, т.е. невыполнение правил безопасности вследствие несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие может быть как постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.), так и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т.д.) [3, с. 16].

Следуя описанной классификации, в определении обстоятельств возникновения опасной ситуации, педагог сможет запланировать профилактические и коррекционные мероприятия по обучению и отработке навыков безопасного социального поведения школьников.

Формирование навыков безопасного поведения школьников может осуществляться различными формами и методами. Уроки по основам безопасности жизнедеятельности являются важным звеном названного процесса. Вместе с тем, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьников — задача всех субъектов образовательного процесса (учителей, родителей, школьного персонала, самих учащихся), следовательно, каждый урок, внеурочное занятие, тематическое или досуговое мероприятие, межличностные отношения должны рассматриваться с позиции выработки у школьников навыков безопасного поведения.

На наш взгляд, соответствующим образом поставленное образование в сфере социальной безопасности школьников может значительно снизить влияние негативных факторов на жизнедеятельность школьников и всего населения нашей страны.

Список литературы

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
  2. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько И.Г.Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. – СПб., 2013. – с.97-98
  3. Социальные опасности и защита от них: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин и др.]; под ред. Л.А.Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с. – (Сер. Бакалавриат), с. 16
  4. Чипеева НА. Социальная безопасность и младший школьник // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2008. - № 8. - С.34
  5. ФГОС [Электронный ресурс] - URL::https://fgos.ru/ (дата обращения 25.02.2019)