Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций

№99-1,

экономические науки

Статья посвящена важной проблеме, которая затрагивает современное состояние и развитие экономики Российской Федерации в рамках «санкционных войн» и определению места малого и среднего бизнеса в существующих сложных и меняющихся условиях ведения предпринимательской деятельности.

Похожие материалы

Проблема развития малого и среднего бизнеса очень важна для современного состояния и развития экономики Российской Федерации в рамках санкций и определение места малого и среднего бизнеса в условиях ведения предпринимательской деятельности. Сложившаяся ситуация рынка и экономического развития в современной Российской Федерации заставляет приспособляться малому и среднему бизнесу в условиях неопределенности. Введенные санкции против Российской Федерации странами Запада и ответные контрсанкции привели к возникновению суровых условий введения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего бизнеса.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является малый бизнес. Малый бизнес способен оживить экономику страны путем формирования необходимого в наше время среднего класса, который составляет значительную долю активного населения в экономике. В западных странах малому бизнесу отводят ведущее место. Стабильный экономический рост экономики связывают с возрастанием значимости данного сектора в высокоразвитых западных странах. Развитие малого бизнеса в инновациях способствует росту доходов населения, созданию новых рабочих мест на производстве, а также обеспечению благоприятных условий для формирования потенциала в науке и производстве.

Российская и мировая практика демонстрирует важность государственного вмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций. В нынешних условиях кризиса, санкций, а так же ограниченности бюджетных средств возникает необходимость выбора эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий. Для эффективных и действенных мер государственной политике необходимо иметь реальное представление современного состояния сектора экономики, его особенностей развития в стране. [10]

В России под малым бизнесом подразумевается совокупность мелких и средних предприятий, которые являются участниками экономического рынка. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства количество этих предприятий за период июля 2017 по январь 2018 года снизилось на 125937 единиц .А в периоде с января по июль 2018 года наблюдалась положительная динамика роста, что связано с пересмотром критериев отнесения к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) и в этот перечень включены микропредприятия. В результате чего у них появилась возможность воспользоваться соответствующими льготами, что повлияло на рост количества.

На начало ноября 2017 года в России насчитывалось 5862360 субъектов МСП, в том числе малых предприятий 265339, средних предприятий — 19813, микропредприятий — 5577208 единиц. В I и II кварталах 2017 года их количество возрастает, а затем в начале III квартала начинает резко снижаться (уменьшение на 10%), переходя в медленный рост с сентября по ноябрь. Причиной такого снижения темпов роста субъектов МСП является банкротство предприятий, вызванное изменением ключевой ставки ЦБ и падением потребительского спроса, связанное со снижением реальных доходов населения (рис. 1).

Динамика роста субъектов МСП в России за 2017г. [4]
Рисунок 1. Динамика роста субъектов МСП в России за 2017г. [4]

Несмотря на стабильный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, по данным Министерства экономического развития из вклад в ВВП России минимальный, по сравнению с другими развитыми странами.

Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ за период 2012-2017 гг [4]
Рисунок 2. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ за период 2012-2017 гг [4]

Как видно из рисунка 2, их вклад в ВВП РФ в 2012 году составил 20%, в 2013 году — 20.1%, в 2014 году — 19.2%, в 2015 году — 19.9%, в 2016 году — 21.2%, а 2017 году -21%.

Снижение показателя в 2014 году до минимального уровня можно объяснить тем, что в это время усилился мировой экономический кризис и повлияли экономические санкции против России.

За исследуемый период этот показатель не превышал 21.2%, тем временем в Англии, Франции, США он составлял % ВВП, а в Китае и Японии достигал до 60%, обеспечивая до 70% рабочих мест. Когда в РФ, по данным Росстата, число занятых в данном секторе в 2015 году составляло чуть более 28% всех рабочих мест в экономике, а в 2016 году около 32%.[2]

В отраслевой структуре МСП в 2017 году большую долю составили предприятия оптовой и розничной торговли — около 37%. На втором месте — предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом, их доля равна 21.7%. Третье место занимают предприятия сферы строительства, составляющие около 9%. Хотя и перерасчет по оптово-розничной торговле и операциям с недвижимостью добавил совокупной валовой добавленной стоимости дополнительные 0.5 п.п. Можно считать, что данная структура свидетельствует о неэффективной государственной политике по поддержке малых предприятий, о чем свидетельствуют высокие темпы развития именно в сфере торговли (рисунок 3)

Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2017 г. [4]
Рисунок 3. Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2017 г. [4]

В связи с этим должны быть разработаны мероприятия, созданы нормы и должны реализовываться программы по увеличению доли малого и среднего предприятия в других отраслях экономики.

В частности должны быть предприняты меры по привлечению малых предприятий в сельское хозяйство.

Основными направлениями повышения эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства можно считать :

  1. Улучшение условий кредитования, направленные на снижение процентной ставки и решение проблем залогового обеспечения.
  2. Предоставление долгосрочных займов инновационным предприятиям с высокопроизодительными рабочими местами.
  3. Грантовая поддержка предприятий относящихся к таким сферам как сельское хозяйство, промышленность, товарное производство, IT — технологии, социальные услуги.
  4. Создание инфраструктурных объектов, оказывающих различные виды помощи предпринимателям.
  5. Проведение постоянного мониторинга эффективности предпринимаемых государством мер по поддержке предприятий данной сферы и их совершенствование. [9]

К сожалению, в условиях экономического кризиса и санкций первым страдает МСП, как менее защищенный от внешних экономических воздействий. Несмотря на многочисленные попытки правительства РФ поддержать малое предпринимательство предоставляя налоговые каникулы, гранты, кредиты, субсидии, льготы, предпринимая прочие меры ему тяжело встать на нынешний уровень развития в современных условиях. Поэтому только эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет малому и среднему предпринимательству занять свое место в экономике Российской Федерации и стать решением ее современных проблем.

Список литературы

  1. Батова Б.З. Проблемы развития малого предпринимательства в России / Б.З. Батова, З.М. Яхутлова // Современные концепции научных исследований. – 2015. – №4. – С. 9.
  2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http://www.minfin.ru/ (Дата обращения: 24.05.2018)
  3. Эксперты ООН прогнозируют стагнацию российской экономики в 2017 году, рассказывает ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]–URL: http://www.24kg.org/bolshoj_tirazh/3343_ekspertyi_oon_prognoziruyut_stagnatsiyu_rossiyskoy_ekonomiki_v_2017_godu_rasskazyivaet_itar-tass/. (Дата обращения: 26.05.2018)
  4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (Дата обращения: 28.05.2018)
  5. Шидов А.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сельхозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизводителями / А.Х. Шидов, Б.З. Батова, Л.Х. Шидова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №8 (49). – С. 964-967. URL:http://www.intereconom.com/component/content/article/213.html. (Дата обращения: 26.05.2018)
  6. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, 2014 [Электронный ресурс] / Фонд содействия инновациям. URL: http://www.fasie.ru/upload/docs/Annual_Report%202014.pdf (дата обращения: 26.05.2018).
  7. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году / Минэкономразвития России ; Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. М., 2016. 34 с.
  8. Институты развития в региональной инновационной инфраструктуре Харламова Е.Е., Казарцева О.А./Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского университета, экономические науки. (2015. С. 117-128) .
  9. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом М. Клинова, Е. Сидорова/ УПРАВЛЕНИЕ. БИЗНЕС. ВЛАСТЬ (2016. С. 125-128)
  10. Степашова А. Ю., Исакова Т. Е., Калуцкая Н. А. Влияние санкций на малый бизнес // Молодой ученый. — 2014. — № 21.