Подготовка кадров для экономики и промышленности Волгоградской области на базе опорного технического вуза

№100-1,

экономические науки

Опорные вузы и региональные предприятия сегодня являются основными драйверами развития территории, которые отвечают за развитие человеческого капитала, экономики, качества жизни в регионе. От их взаимодействия зависит будущее региона. В данной статье рассматривается роль опорного технического университета в подготовке кадров для экономики и промышленности на примере Волгоградской области.

Похожие материалы

В 2015 году Минобрнауки выступило с идеей создания опорных вузов. Они образуются путем слияния небольших и неэффективных государственных вузов (в том числе отраслевых) с более сильными. Данное объединение региональных вузов необходимо для того, чтобы концентрация высокопрофессиональных научных и преподавательских кадров, финансов, материально-технической базы стала достаточной, чтобы опорный университет стал одним из драйверов инновационного развития региона. При этом стратегию своего развития эти вузы должны соотносить со стратегиями развития региона, чтобы обеспечить его кадрами и инновациями в тех сферах, которые выбраны приоритетными для области, края или республики. [5]

Программа Минобрнауки России, предполагающая формирование опорных вузов, направлена на создание сильных университетов в российских регионах, которые на основе объединения научных баз, кадровых и финансовых ресурсов смогут обеспечить трансформацию системы кадровой подготовки, привлечь сильных студентов, создать научные лаборатории и обеспечить кооперацию с крупными отраслевыми предприятиями региона.

Опорные региональные технические вузы, являясь центрами инновацийи системообразующим звеном региональной инфраструктуры, должны развиваться в следующих направлениях:

  • Становление вузов как центров инновационного развития, а также создание инновационной среды вуза, являющейся частью экономикииинфраструктуры региона.
  • Создание условий для развития кооперации опорных региональных вузов ипредприятий, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Это может включать формирование научно-образовательных центров,организацию новых направлений подготовки, создание новых инженерно-внедренческих центров, научно-внедренческих лабораторий. [6]

Для оценки фактического положения регионального опорного вуза среди других высших учебных заведений нашего региона необходимо рассмотреть статистические данные по крупнейшим вузам региона и оценить их положение в различных рейтингах. Список университетов Волгоградской области, вошедших в Национальный рейтинг университетов (НРУ), и динамика их положения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика позиций вузов Волгоградской области в НРУ

Университет региона

Место (очки)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Волгоградский государственный

технический университет (ВолгГТУ)

100 (402)

60-61 (478)

39 (455)

66-67 (477)

Волгоградский государственный университет (ВолГУ)

110 (383)

110-111 (398)

92-93 (382)

103-105 (417)

Волгоградский государственный

медицинский университет (ВолГМУ)

131-132 (363)

159-160 (356)

131-136 (343)

129 (393)

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ)

-

-

-

230-232 (324)

Волгоградский государственный

аграрный университет (ВолГАУ)

152 (337)

229 (268)

243-244 (270)

234- 235 (322)

Источник: по материалам [3]

Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) представляет собой опорный технический университет, обладающий перспективной образовательной инфраструктурой (научно-технической библиотекой, мультимедийными аудиториями, лабораториями с современным оборудованием).

Университет выполняет большой объем прикладных исследований по естественнонаучным и техническим направлениям для предприятий реального сектора, реализует научно-технологическую образовательную цепочку «ВолгГТУ — ВНТК — промпредприятие», использует результаты исследований в учебном процессе для формирования соответствующих профессиональных компетенций при подготовке специалистов. Площадка ВНТК позволяет привлечь структурные подразделения и малые инновационные предприятия к выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции, решению задач импортозамещения, продвижению научных разработок ВолгГТУ на рынки наукоемкой продукции. [2]

Университет выступает коммуникационной площадкой для осуществления конструктивного взаимодействия с представителями бизнеса, власти, науки, образования, общественности, являясь инициатором проведения на своей базе переговоров, совещаний, конференций, съездов, симпозиумов. [2]

На данный момент ВолгГТУ является лидером в отрасли наук «Инженерное дело, технологии и технические науки», подготавливая 75 % от общего количества обучающихся в этой отрасли по региону. Структуру спроса на образовательные услуги диктует развитие промышленного, строительного, аграрного и транспортного комплексов Волгоградской области. Одним из крупнейших потребителей специалистов можно выделить ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», реализующее проект, связанный с созданием горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей. [2]

Формирование в регионе опорного университета инженерно-технического профиля является необходимым для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов, создающей кадровое обеспечение роста объема промышленного производства, строительства, реконструкции ЖКХ, дорожной сети и транспорта. Кроме того, опорный университет обеспечит выполнение большого объема прикладных исследований по естественнонаучным и техническим направлениям, востребованным предприятиями реального сектора. Возможность получения высококачественного и практико-ориентированного образования позволяет предотвратить утечку трудовых и интеллектуальных ресурсов и более того — привлекать такие ресурсы из других регионов РФ и из-за рубежа. [1]

Волгоградский опорный технический университет выпускает высококвалифицированных специалистов, востребованных во всех сферах экономической деятельности региона. На данный момент, процент трудоустройства выпускников ВолгГТУ высок и составляет более 70-80% для каждого года выпуска. Более 60 % трудоустроенных выпускников остаются работать в Волгоградской области. [4] Данный факт говорит нам о привлекательности региона в качестве работодателя и о важнейшей роли ВолгГТУ в обеспечении новыми высококвалифицированными специалистами Волгоградской области.

Волгоградский государственный технический как опорный региональный вуз призван не только обеспечивать регион квалифицированными востребованными кадрами, но и стать центром регионального развития. [7 ]Развитие опорного университета позволит в масштабах региона создать уникальное сочетание комплекса образовательных программ и направлений научных исследований, нацеленных на развитие социально-экономической системы Волгоградской области.

Список литературы

  1. Competitive advantages of the regional support university and its role in the regional development strategy / С.П. Сазонов, Е.Е. Харламова, Н.В. Горшкова, Е.А. Полянская // Science and Society (Наука и общество). - 2016. - № 3 (v1). - C. 180-189.
  2. Программа развития ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», направленная на формирование опорного университета в целях социально-экономического развития Волгоградской области.- Волгоград, 2016. URL: http://www.vstu.ru/razvitie/programma-razvitiya/programma-razvitiya/ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА.pdf
  3. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://univer-rating.ru.
  4. Рынок труда и занятость населения в Волгоградской области. Официальная статистика URL: http://volgastat.gks.ru
  5. Сидорова, Е.Е. Институциональное обеспечение развития предпринимательской организации: бенчмаркинг: монография / Е.Е. Сидорова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2010. - 176 с.
  6. Типовая модель технического опорного регионального вуза URL: http://regionvuz.ru/files/model_tech.pdf
  7. Харламова Е.Е. Институциональные основы создания регионального опорного вуза и его влияние на социально-экономическое развитие региона/ Е.Е. Харламова. А.А. Полянская // Сборник «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики».-2016.- С. 100-103