Актуальные проблемы заключения электронных договоров с участием потребителей

№100-1,

юридические науки

В современном обществе актуальным является выявление юридических проблем заключения электронных договоров с участием потребителей. В данной статье подробно анализируется данный вопрос с целью усовершенствования гражданско-правовых норм, регламентирующих нюансы таких относительно новых для юридической практики взаимоотношений.

Похожие материалы

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 128 определяет услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав [1]. В силу свободы обращения товаров, работ и услуг, а также свободы договора, граждане и организации свободны не только в выборе необходимых им услуг, но и в выборе исполнителей данных услуг. Потребители услуг могут вступать в договорные отношения с исполнителями как в реальности, так и в сети Интернет, причём последний вариант становится в современном обществе всё более востребованным несмотря на то, что об исполнителе услуг у второй стороны имеется минимум сведений, которых порой недостаточно для уверенности в безопасности сделки.

В XX веке развитие информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет привело к появлению электронной коммерции. На первый взгляд, получить необходимый потребителю товар, не покидая стен своего дома, кажется весьма удобным. Однако, при этом следует учитывать ряд особенностей, которые отличают дистанционную куплю-продажу от заключения договора купли-продажи в непосредственном месте торговли.

Купля-продажа товаров дистанционным способом происходит на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора [6].

Особенность такой купли-продажи в том, что покупатель не может физически ознакомиться с товаром до момента его получения. Вступая в гражданско-правовые договорные отношения, обе стороны не видят друг друга. Как правило, заключение договора происходит в электронной форме путем акцепта покупателем размещенной на веб-сайте продавца (в интернет-магазине) публичной оферты.

Покупатель принимает оферту путем нажатия специальной кнопки в зоне сайта продавца и заполняет открывшуюся форму на экране. Оплата осуществляется разными способами: банковскими картами, электронными деньгами и т. д. Безусловно, покупатель в этом случае находится в уязвимом положении. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2301 «О защите прав потребителей» регулирует дистанционный способ купли-продажи, а также определяет отношения между покупателем и продавцом при купле-продаже дистанционным способом, однако, в полной мере не защищает потребителя во всех гражданско-правовых аспектах.

Для любого договора с участием потребителя характерны следующие основные черты, которые лежат в основе гражданско-правовых отношений и соответствующих норм права:

  1. В момент заключение договора между сторонами возникает юридическая связь. Заключение договора порождает возникновение отношений между двумя или несколькими субъектами. Договор создает правовые связи между отдельными лицами, а также выступает инструментом для создания таких связей.
  2. Суть договорных связей состоит в выполнении действий, которые ведут к достижению целей сторон договора и удовлетворяют их интересы. Отношения, возникшие на основе договора, проявляются в действии или бездействии лиц.
  3. Договор выполняет регулирующую функцию — закрепляет правовую модель поведения сторон в рамках возникающих связей.
  4. В договоре применяются общие начала и принципы гражданского права. Стороны договора обладают взаимно равными правами и обязанностями. Ни одна из сторон договора, при его заключении, не является подчиненной другой стороне.
  5. Правовое равенство предполагает эквивалентность в отношениях между участниками договора.
  6. Договор заключается по согласию участников и определяет условия необходимые для удовлетворения потребностей сторон.
  7. Соблюдение всех прав и обязанностей, заключенных в договоре регулируется мерами государственно — организационного воздействия.
  8. Все договоры являются сделками. Однако, приравнивать понятия договор и сделку не корректно, поскольку:
    • в договоре всегда минимум две стороны, договор является двусторонней или многосторонней сделкой, а сделки могут быть односторонними;
    • чтобы заключить договор необходимо согласие, как минимум, двух сторон, а совершении сделки, в отдельных случаях, достаточно воли одного лица.
  9. Как и любая сделка, договор служит для установления, изменения или же прекращения прав и обязанностей.

Главная цель договора — достижение правового результата.

Согласно ч. 3 ст. 42 ГК РФ обязательства, возникающие из договора, регулируются общими положениями об обязательствах, если иное не предусмотрено главой 27 ГК РФ.

Из вышесказанного можно понять, что договор — это соглашение двух или нескольких лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающие гражданские права и обязанности (ст. 420 ГК РФ).

Однако, электронные договоры имеют в основе своей юридической сущности ряд дискуссионных моментов в плане соблюдения прозрачности гражданско-правовых отношений, которые стоят на защите прав потребителей.

Можно выделить несколько проблем правового регулирования заключения договора с участием потребителя, в частности, купли-продажи дистанционным способом [4]. Рассмотрим некоторые из них:

1. Проблемная идентификация пользователей в силу заключения договора в электронном виде. Наиболее подробно эту проблему раскрывает Филимонов К.В. в научной статье, посвящённой правовому регулированию формы договора в электронной коммерции [7].

В данном случае не ясна форма сделки, так как согласно ГК РФ, все сделки могут совершаться устно, если отсутствует положение об ином. Одна из проблем, возникших в связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О персональных данных», связана с электронной подписью [2]. Защита персональных данных граждан РФ предусмотрена лишь на территории Российской Федерации, что подразумевает ряд затруднений при дистанционной купле-продаже в иностранных интернет-магазинах.

2. Проблема достоверности информации о посредниках. Дистанционная купля-продажа подразумевает предоставление лишь информации о товаре и его продавце. Так, согласно п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом [3] продавец обязан предоставить достоверную информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, цене и условиях приобретения, о месте нахождения продавца и полном его наименовании, о сроке, который обуславливает предложение, о дистанционной купле-продаже и др. В случае купли-продажи товара посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет возникает проблема, которую мы рассмотрим.

Сайт — это виртуальное место, которое по своей сути является нематериальным источником информации о его владельце, а также о тех услугах, работах или товарах, которые он предлагает потенциальному потребителю. Все элементы сайта основаны на определённом программном обеспечении, а также принадлежат отдельному серверу. Зачастую, владелец сайта не является владельцем сервера. Из этого следует, что помимо продавца и потребителя появляется и третья сторона в электронном договоре, которая может действовать в своих собственных интересах, если её участие в информационном обеспечении не регламентируется отдельным договором, который обязует её предоставлять только правдивую информацию о владельце сайта, которому она предоставляет сервер в пользование на платной основе. То есть потребителю, который заключает договор о покупке в Интернете всегда следует учитывать, что информация о товаре или продавце, содержащаяся на сайте, может оказаться недостоверной.

Поэтому, мы считаем необходимым ввести законодательное регулирование ответственности владельцев сайтов (продавцов) за информацию, которую они размещают на своих информационных ресурсах
и соответственным образом отражать её в электронном договоре.

3. Существующие пробелы в международно-правовом регулировании электронной коммерции. Сегодня в унификацию электронного коммерческого оборота вовлечены многие международные организации. Однако рассматриваются частные правовые вопросы, а не электронная коммерция в целом. Следовательно, возникает разногласие в применения ныне действующих международных соглашений при купле-продаже с использованием электронного обмена данными.

Таким образом, существенные пробелы в современном законодательстве в области дистанционной купли-продажи становятся причиной возникновения проблем защиты прав потребителей. Следовательно, требуется повышенное внимание к развитию законодательства и способам разрешения правовых проблем, возникающих при осуществлении дистанционной купли-продажи.

Во-первых, необходима систематизация законодательства в области дистанционной купли-продажи — следует разработать единые правила для всех участников этого процесса.

Во-вторых, необходимо создание нормативной базы с целью расширения возможностей саморегулирования деятельности продавцов при дистанционной купле-продаже. Нужно связать доменное имя сайта с конкретным продавцом (такая регистрация также позволила бы урегулировать процесс налогообложения дистанционной купли-продажи, который в данный момент никак не решается на законодательном уровне), которое будет в обязательном порядке отображаться в электронном договоре.

В-третьих, обязательно законодательное закрепление гарантий покупателя путем:

  • обязательного предоставления информации об индивидуальных особенностях электронного договора перед заключением купли-продажи;
  • законодательного закрепления перечня минимальных сведений, необходимых для заключения договора дистанционной купли-продажи;
  • законодательного закрепления коммерческого сайта (его юридическая регистрация, закрепление за продавцом, сведения об информационном посреднике и т. д.);
  • введения ответственности информационных посредников за предоставление недостоверной информации.

Итак, электронный договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров занимает чрезвычайно важное место. Посредством электронной дистанционной торговли, потребители имеют гораздо больше возможностей для выбора и приобретения услуг, товаров, работ по более низким и лояльным ценам от большего числа поставщиков.

Преимущества электронной торговли, которая существенно набирает темпы в современном обществе, требуют надлежащего юридического обеспечения гражданско-правовой зашиты потребителей, путём обеспечения безопасности товаров, услуг, работ, раскрытия информации, защиты платежей и быстрого справедливого разрешения возникающих споров, связанных с нарушением договорных обязательств.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994 г. № 32. Ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" // Собрание законодательства РФ. 2006 г. № 31. Ст. 3451.
  3. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.
  4. Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности. М.: Изд-во «Закон», 2014. С. 120-143.
  5. Астахова М.А. Потребительский договор: понятие и признаки // Юрист. 2015. № 16. С. 9-12.
  6. Кирпичев А.Е. Соотношение понятий «потребительский договор» и «обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности»: проблемы теории и правоприменения // Мировой судья. 2014. № 1. С. 20-24.
  7. Филимонов К.В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции // Юрист. 2007. № 12. С. 16-21.