Прокурорский надзор за защитой трудовых прав граждан

№100-1,

юридические науки

В статье рассматриваются проблемы нарушения трудового законодательства и трудовых прав граждан Российской Федерации. В частности, право на своевременную оплату труда, отказ в заключении трудовых договоров. Одним из эффективных способов защиты трудовых прав граждан является прокурорский надзор. Благодаря своевременному вмешательству органов прокуратуры удается предотвратить нарушение трудовых прав граждан.

Похожие материалы

В соответствии со статьей 37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Также в этой же статье говорится, что принудительный труд запрещен.

Защита трудовых прав граждан является объектом пристального внимания прокуратуры России. Одним из средством защиты трудовых прав граждан является обращение из в порядке гражданского судопроизводства в прокуратуру Российской Федерации. Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» одним из основных направлений деятельности прокуратуры является осуществление общего надзора, т.е. надзора за исполнением законов. В данном законе прямо не говорится, что прокуратура является специализированным органом по осуществлению контроля и надзора в сфере труда. Но так как трудовое законодательство является частью в общем законодательства Российской Федерации, прокурор уполномочен осуществлять надзор и в данной сфере.

Правовой основой прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо Закона «О прокуратуре» является Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики», где были предусмотрены полномочия прокурора по следующим вопросам:

  • соблюдение права на своевременное и в полном объеме право на выплату заработной платы;
  • соблюдение прав работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата;
  • надзор за деятельностью государственной инспекции труда;
  • реализация службами занятости программ трудоустройства и обучения профессиям, особо нуждающимся в социальной защите граждан;
  • соблюдение органами занятости преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах;
  • факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.

Если нарушены права, не предусмотренные в этом перечне работник имеет право обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда. Если Государственная инспекция не реагирует или не своевременно реагирует на обращение граждан о нарушении трудового законодательства, то у граждан возникает право обращаться с жалобой в прокуратуру, ссылаясь на неудовлетворительную деятельность инспекции.

В соответствии со ст. 33 Конституции России «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Целью работы органов прокуратуры по рассмотрению обращений о нарушении трудового законодательства является своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения.

Одним из самых злободневных нарушений, с которыми сталкиваются работники является несоблюдение работодателями права на своевременное и полное вознаграждение за труд, что служит основанием для принятия прокурорами мер реагирования. Складывающаяся в государстве обстановка диктует необходимость использования новых методов и подходов при прокурорском надзоре за исполнением законодательства о труде. Одной из основных целей прокурорского надзора в указанной сфере является своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работнику за его труд. Времена, когда невыплата зарплаты в России была вполне обыденным и повсеместным явлением, прошли. Однако и сегодня работодатели зачастую допускают задолженности. Инструментами борьбы прокуратуры с нарушениями трудового законодательства, выразившимися в невыплате полагающихся работнику средств, являются в первую очередь акты прокурорского реагирования. В целях погашения задолженности прокурор наделен полномочиями обратиться в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Направление таких заявлений часто носит массовый характер. На предприятии, в штате которого состоит значительное число работников, редко образуется задолженность перед одним или несколькими работниками. Заявление прокурора о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности является довольно эффективной мерой реагирования. В случае уклонения от погашения задолженности перед работниками по решению суда в отношении должника органами ФССП возбуждается исполнительное производство. Так, прокуратура Рутульского района провела проверку соблюдения требований трудового законодательства в части оплаты труда работников.

Установлено, что в государственном бюджетном учреждении «Рутульская центральная районная больница» по состоянию на 01 декабря 2016 года образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам.
При этом главным бухгалтером учреждения в органы статистики Рутульского района представлены недостоверные статистические сведения об отсутствия задолженности по заработной плате, что повлекло за собой искажение данных статистического учета.

По итогам проверки прокуратура в отношении главного бухгалтера больницы возбудила административное производство по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ (непредставление первичных статистических данных). По результатам его рассмотрения территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан нарушителю назначен административный штраф.

Так, на основании выявленных нарушений трудового законодательства выразившихся в установлении в локальных нормативных актах организации сроков выплаты заработной платы, не соответствующих Трудовому кодексу РФ, прокурор имеет право принести протест на такой акт. Протест прокурора в данном случае должен быть рассмотрен в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры, а незаконный акт должен быть либо отменен, либо изменен в части, не соответствующей законодательству России. Таким образом, прокурор обладает довольно обширными полномочиями по применению мер прокурорского реагирования, которые должны быть направлены на устранение нарушений трудового законодательства. Наиболее эффективный результат прокурорского вмешательства достигается при внесении актов реагирования в комплексе. Однако необходимо дифференцированно подходить к каждому выявленному в ходе осуществления прокурорского надзора нарушению трудового законодательства. Важно применение мер, позволяющих устранить причины и условия, способствовавшие нарушению.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства прокурор вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  2. требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Осуществляя надзор за защитой трудовых прав граждан прокурор имеет право предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших. Согласно требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако законом предусмотрены случаи, когда прокурор может обратиться в суд в защиту нарушенных трудовых прав, если даже отсутствуют обстоятельства, препятствующих самостоятельно обращаться в суд за защитой своих трудовых прав (защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты). Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случае, когда нарушение трудовых прав человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении.

Так, Прокуратура Казбековского района провела проверку по обращению работников сельскохозяйственного производственного кооператива «Дружба» села Ленинаул о нарушениях трудового законодательства.

В ходе проверки в деятельности СПК выявлены существенные нарушения требований трудового законодательства.

В частности, установлено, что руководством кооператива с работниками соответствующим образом не заключены трудовые договоры.

Кроме того, у предприятия образовалась задолженность по выплате работникам заработной платы на общую сумму около 70 тысяч рублей.

В связи с этим, прокуратура в отношении руководителя СПК возбудило административное производство по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Кроме того, в его адрес внесено представление об устранении выявленных нарушений и объявлено предостережение о недопустимости повторных нарушений трудового законодательства.

При наличии оснований полагать, что нарушение трудовых прав имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, что лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены как минимум 3 состава преступления, непосредственно относящихся к нарушению трудовых прав: статья 143 «Нарушение требований охраны труда», 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины, или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» и 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

В заключении хотелось бы сказать, что прокуратура — это один из эффективных способов защиты нарушенных трудовых прав, но не единственный. Прокуратура не может быть альтернативой обращению в суд. Поэтому обращение в прокуратуру или федеральную инспекцию труда должно происходить параллельно с обращением в суд.

Список литературы

  1. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N138-ФЗ(ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  4. Указание Генпрокуратуры РФ от 14.11.2008 N 229/7р"Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики"
  5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) "О прокуратуре Российской Федерации"