Обучение чтению и введение новых лексических единиц на уроках английского языка в начальной школе средствами ИКТ-технологий

№100-1,

педагогические науки

В статье исследуются вопросы, связанные с методикой преподавания английского языка в начальной школе на основе современных средств обучения. Приводится пример организации учебного занятия по теме «Семья» во втором классе с использованием ИКТ-технологий.

Похожие материалы

Вопрос о применении современных средств обучения в общеобразовательной школе все чаще поднимается в последние годы. К ним относятся как новые технические средства, так и инновационные формы и методы преподавания, различные подходы к процессу обучения. Ученые и исследователи отмечают, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие фонетических, грамматических и лексических навыков у школьников.

Преподавание английского языка на базе современной школы невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-технологий), а также качественного мультимедийного оборудования. Здесь необходимо отметить, что обучение английскому языку в младших классах имеет свою специфику. На каждом уроке дети должны чувствовать результат своих усилий. Для создания такой обстановки нужно постоянно поддерживать высокую активность каждого ребенка. Практика показывает, что сделать обучение английскому языку в начальных классах эффективным при нагрузке два часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы нам помогает использование современных методов и методик обучения на основе ИКТ-технологий.

Приведем наш вариант организации ключевого этапа учебного занятия при организации урока формирования фонетических навыков, грамматических навыков, лексических навыков говорения по теме «Семья» во втором классе (UNIT 5. Семья. STEP 33).

Основными целями данного урока выступали следующие:

  • формирование навыков восприятия на слух отдельных звуков, слов, фраз, микродиалогов.
  • формирование умения соотносить графические образы английских букв и слов с их звуковыми образами.
  • знакомство с английскими буквами и буквосочетаниями, правилами их чтения и транскрипционными обозначениями.
  • формирование навыков произношения английских звуков, слов, небольших отрезков речи.
  • освоение графики букв и слов.

В качестве повторения учебного материала на уроке проводилась работа по употреблению лексических единиц в речевых ситуациях; развитию речевых умений у детей; практическому закреплению лексических единиц.

В рамках проведения учебного занятия нами использовалось следующее оборудование, а также образовательные и ИКТ-технологии:

  • персональный компьютер, оснащенный колонками и мультимедийным проектором;
  • интерактивная доска, стилус;
  • образовательная среда (платформа) LECTA;
  • планшет, с установленным приложением на базе платформы Андроид «Сканнер QR Code».

В основной части урока ученики выполняли четыре практические задачи Task 1 — Task 4. В качестве примера использования перечисленного оборудования и различных технологий рассмотрим Task 2, 3 (задания 2,3).

Task 2. Unscramble phrases. (Расшифруй слова). С учениками проводится практическое закрепление лексических единиц. Используется парная форма работы.

Now you`ll work in pairs.(Сейчас вы будете работать в парах). Help each other.(помогайте друг другу) I wish you Good luck! (Желаю вам удачи).You have two minutes.(Вам дается 2 минуты).

Далее учитель показывает правильный вариант фраз на своем планшете, а учащиеся сверяют его со своим.

But look at the bottom of your letter boards. (Посмотрите на нижнюю часть планшета). What is it?(Что это?). Учащиеся пытаются объяснить, что за слова они видят. Идет введение грамматической структуры «артикль an».

They are articles.(Это артикли). Вы уже знакомы с артиклем «a». У него есть другая форма. Она необходима, если слово начинается с гласного звука. Например:a boat, a red boat, an old boat. В это время учитель демонстрирует примеры на своем планшете.

Task 3. Complete the sentences with the articles (Дополни предложения артиклями). Во время этого задания идет практическое закрепление грамматической структуры артикль «an».

Now we are going to work in 4 groups. (Сейчас вы будете работать в 4-х группах). Complete the sentences with the articles (Дополните предложения на карточках артиклями). После окончания работы идет взаимоконтроль Exchange your cards. (Поменялись карточками). Let`s check. (Давайте проверим). Correct if it`s necessary (Исправляйте, если необходимо). You’re going to the smart board and fill in the correct article.(Вы выходите к интреактивной доске и выбираете правильный артикль). Ребята с помощью образовательной платформы Lecta выполняют интерактивное задание на доске с помощью стилуса, одновременно проверяют свои работы на выданных карточках. Count mistakes and give marks! (Итак, считайте ошибки и выставляйте отметки)

Цель урока достигается выполнением всех предложенных учителем заданий.

В заключении отметим, что выбранные нами на учебном занятии задачи и задания оказывают содействие в дальнейшем:

  • развитию личности обучающегося, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
  • формированию самостоятельности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • соблюдению норм речевого и неречевого поведения;
  • умению планировать свой учебный труд, в частности своё речевое высказывание;
  • владению навыками сотрудничества со сверстниками в процессе речевого общения;
  • развитию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • владению умениями самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
  • работе индивидуально, в паре и группе.

Все перечисленные нами в статье моменты способствуют дальнейшей работе по совершенствованию процесса обучения английскому языку в начальной школе на основе информационно-коммуникационных технологий.