Вопрос занятости молодежи в России

№100-1,

социологические науки

Данная статья посвящена проблеме занятости молодежи. В ней приводится статистика безработной молодежи, анализ причин безработицы, а также пути решения проблемы безработицы среди которых выделяются: повышение качества образования и получение нужных профессий.

Похожие материалы

Молодое поколение считается одной из особенно уязвимых групп на рынке труда. В эту категорию входят учащиеся, подростки и общество вплоть до тридцати лет. Потребность рассмотрения занятости молодого поколения обусловливается 2-мя факторами Первый — на сегодняшний день молодёжь России — это 39,6 млн. юных людей — 27 % от общей численности населения страны Второй, наиболее существенный, то что они — создают перспективу развития государства, то есть от их подготовки и стартовых условий деятельности зависит дальнейшее формирование каждого государства, и Россия не является исключением.

На данную тему проводилось много исследований. Есть много статей посвященных проблеме занятости и трудоустройства молодежи. Почти во всех прослеживается первоначальная и очень важная мысль «молодежь составляет наибольшую часть населения. ЭТО — будущее любой страны! Это — будущее России.» Хотелось бы уточнить, что молодежью, в соответствии с постановлением «Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации», признаны граждане РФ от 14 до 30 лет . По данным за 2017 год молодежь России составляет 31,5 млн человек, или 21,5 % в трудоспособном населении.

Законодательство на сегодняшний день регулирует уровень безработицы только в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста. Так, согласно национальному праву, безработными считаются лица, которые не имеют трудового дохода или иного основного заработка за реализацию своих трудовых навыков. Здесь существует несколько условий: лицо должно находиться на территории РФ, должно быть зарегистрированным в службе занятости, а также пребывать в поисках работы.

По данным портала Superjob (на 21 октября 2015 г.), в России за год общее число нетрудоустроенных соискателей среди молодых людей в возрасте до 25 лет увеличилось на 11 %, среди соискателей до 30 лет — на 7 %. Отмечается и качественное изменение — омоложение безработицы: если в кризис семилетней давности категория безработных в возрасте до 24 лет доходила до 23—24 %, то теперь она составляет треть от всех нетрудоустроенных; если средний возраст соискателей вакансий был 34 года, то в настоящее время — около 25—27 лет. Трудоустраиваются лишь 50 % выпускников вузов. Текучесть кадров среди молодежи, судя по данным опросов W-City.net, бьёт все рекорды — свыше 45 % из них не задерживаются на рабочем месте и одного года.» «Молодёжная безработица влечет за собой ряд опасных социальных последствий: обнищание молодых семей, приводящее к росту разводов, абортов, брошенных детей, снижению рождаемости; утечка молодых специалистов за рубеж; расширение теневых и криминальных форм источников дохода; снижение мотивации на получение образования и повышение профессионального уровня; рост алкоголизма, наркомании; снижение продолжительности жизни.»

В нашей стране большое количество вакансий в тех областях, в которых молодежь не заинтересована. Например идет переизбыток выпускников вузов юридических, экономических что-приводит к повышению конкурентоспособности и усложнению трудоустройства. Следует отметить что молодежь в большинстве своем не интересует переучится на востребованные специальности где конкурентоспособности меньше, рабочих мест больше. Такие вакансии как сварщик, фрезеровщик. Молодым людям свойственно желание зарегистрировать себя как безработные. Отсюда так же и то что на большинстве предприятий сейчас средний возраст рабочих 40 л.

Ученые предлагают решить проблему конкурентоспособности отмечая что Кроме как в «Международном стандарте классификации профессий» в котором описаны 9333 специальности, и российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включающий около 7 тыс. профессий, существуют классификации и внутри профессии, которые также учитываются работодателями при трудоустройстве.Например, профессия сварщика (специальность очень востребована в нефтегазовом комплексе, строительстве, ЖКХ) предполагает реализацию более 50 разных технологических процессов создания неразъемного соединения металлических деталей и насчитывает шесть разрядов (шестой — «сварка ответственных трубопроводов, металлоконструкций с получением и постановкой личного клейма»). Подводя итог они пишут что Результаты изучения социальной практики позволяют утверждать, что в процессе повышения конкурентоспособности человека на рынке труда должны прямо или косвенно участвовать все без исключения агенты социализации личности.

Этими словами можно подчеркнуть то, что нужно делать упор на качество знаний при получении образования. Мы должны осознать, что не стоит думать об образовании как получение определенной «бумажки». От уровня образования в университетах зависит то, что будет с нашей страной в будущем! Студент поступая в высшее учебное заведение должен уже с первого курса делать свое будущее. Он должен ответственно относиться к получению знаний, он может писать научные статьи, участвовать в научных конференциях, разрабатывать интересные ему темы с преподавателем и организовывать свои выступления. Это дает преимущества при поступлении на работу. Для того чтобы повысить качество образования нужно создать грамотную систему оценки знаний. Подходя к заключению нужно сказать что любой человек должен уже со школьной скамьи задумываться о своем будущем, о том кем он хочет стать.

В современном мире теоретическая база должна иметь выхлоп. Выхлоп — это отдача в виде результата. Для того чтобы был результат нужно дать возможность проявить себя молодым людям.

Во-первых, технопарк можно рассматривать как особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.

С помощью технопарка можно выращивать будущие кадры, давая им качественное образование которое поможет в будущем.

Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.

В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Список литературы

  1. Арбатова А. Проблема трудоустройства молодежи в России [Электронный ресурс].
  2. Решение проблем занятости молодежи [Электронный ресурс]. Режимдоступаhttp://www.studfiles.ru/preview/5188383/page:3/#3
  3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  5. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 №1032–1 «О занятости населения в РФ».
  6. Чернышева Н.И. Пути решения молодежной безработицы в современном обществе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014. – №1–2. – С. 155–160.
  7. Проблема трудоустройства молодежи в России [Электронный ресурс].