Официальный сайт образовательной организации как инструмент обеспечения информационной открытости

№101-1,

юридические науки

Принцип информационной открытости образовательной организации несет позитивный момент, так как позволяет обучающимся и их законным представителям сформировать соответствующую позицию для выбора образовательной организации или отдельной образовательной программы. Информационная открытость предусматривает как право на информацию,так и обязанность ее предоставлять. Автор статьи рассматривает вопрос информационной открытости образовательной организации посредством официального сайта в рамках демократизации образования в настоящее время.

Похожие материалы

Информационная открытость — важнейший критерий независимой оценки качества образования. Это связано с тем, что процедура независимой оценки осуществляется по открытой информации. Она позволяет заказчикам образовательных услуг оценить, насколько эффективно образовательная организация ведет свою деятельность. Полнота и достоверность информации, в том числе и результаты независимой оценки качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций является важным для субъектов образовательных услуг. Таким образом, уровень открытость образовательной системы, на которой базируется независимость оценки качества образовательных услуг, позволяет удовлетворять потребности граждан, а также является важнейшим показателем развития образовательной организации.

Уровень информационной открытости зависит от того насколько своевременно оповещаются участники образовательного процесса о планируемых и проведенных мероприятиях посредством объявлений, информационных стендов и т.д.. Внимание субъектов образовательного процесса (учащихся и их законных представителей) привлекают интерактивные стенды образовательных организаций, которые доступно могут осветить структуру и деятельность образовательного учреждения, направления развития, рассказывают о педагогическом составе, успехах коллектива. Здесь можно найти информацию о реализуемой основной образовательной программе, дополнительном образовании, платных услугах. День открытых дверей, проводимый образовательной организацией, является особым инструментом информационной открытости. Все вышеперечисленные инструменты информационной открытости позволяют заказчикам образовательных услуг увидеть разносторонность и многоплановость образовательного процесса.

Наиболее действенным и востребованным инструментом информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса является официальный сайт образовательной организации. Структура и содержание сайта регламентируется рядом нормативных правовых актов: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации», Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации».

Официальный сайт имеет ряд достоинств:

  • возможность размещения большого объема информации (освещение всех направлений деятельности образовательной организации);
  • наличие обратной связи в режиме реального времени;
  • технологические возможности интернета (мультимедийность, мобильность реагирования, учет изменений запроса, учет многосторонних запросов).

Информационная открытость образовательной организации сегодня диктуется государственной политикой. Именно государством на законодательном уровне закреплены нормы, обязывающие размещать ту или иную информацию; игнорирование указанных норм образовательной организацией приводит к неблагоприятным юридическим последствиям. Исходя из положения, что содержание «открытого образования» диктуется государством, можно ли сегодня говорить об информационной открытости?

Для полноценного функционирования информационной открытости образовательной организации необходимо наличие как минимум двух субъектов: заказчика и исполнителя. В идеале, заказчиком должно выступать общество — обучающийся, его законные представители и иные заинтересованные лица. Исполнителем — образовательные организации. Государство же должно выступать своеобразным регулятором, устанавливать правовые рамки (какая информация обязательна для размещения, какая информация запрещена и т.д.). В настоящий момент ситуация обстоит другим образом, заказчиком является государство [1]. Свидетельством тому является ряд нормативных правовых актов, регламентирующих информационную открытость деятельности образовательных организаций.

Почему на сегодняшний день заказчиком информационной открытости выступает именно государство? Выделим ряд причин:

  1. Пассивность пользователей.
  2. Низкая информационно-коммуникационная культура пользователей.
  3. Недостаточность/некомпетентность кадрового ресурса образовательной организации.
  4. Государственный характер образовательных услуг.

Таким образом, ведущим мотивом в создании и развитии собственных сайтов для образовательных организаций стали не интересы и запросы пользователей, а нормативные требования, заданные на государственном уровне.

Условно предоставляемую на официальном сайте образовательной организацией информацию можно разделить на 2 категории:

  1. Информация, предоставляемая по требованиям нормативных правовых актов;
  2. Информация, предоставляемая по усмотрению самой организации.

Если проанализировать обе категории, то можно прийти к выводу, что информация, предоставляемая по усмотрению образовательной организации более живая и легко восприимчивая.

В тоже время, информация, размещаемая по требованиям закона, в первую очередь отвечает интересам потребителей образовательных услуг — доступ к контактам, основным локальным нормативным актам, образовательным программам образовательного учреждения и другой информации. Все вышеперечисленное позволяет пользователям осуществлять ряд действий дистанционно относительно образовательной информации, не контактируя непосредственно с представителями последней. Однако, ряд информации формализован, не переведен в плоскость понимания пользователей. Последнее может привести со стороны пользователей к потере актуальности «непонятной» информации, что в свою очередь приводит к конфликту информационных интересов. В частности даже заинтересованный пользователь сталкивается со следующими проблемами:

  • отсутствие на порталах открытых данных и официальных сайтах органов управления образованием необходимых количественных показателей, характеризующих условия и качество образовательной деятельности учебных заведений;
  • локализация статистических данных на уровне муниципалитетов и региона (обобщенные данные);
  • описательный характер информации, размещаемой на сайтах образовательных организаций и в публичной отчетности;
  • разнородность и разноформатность данных, публикуемых на сайтах и в публичной отчетности.

В программных и нормативных документах, относящихся к разным этапам развития открытости в системе образования РФ, государство выдвинуло следующие основные задачи:

  1. информационное обеспечение выбора потребителями места и условий получения образовательных услуг (выбор образовательных организаций, образовательных программ и т.д.);
  2. противодействие коррупции;
  3. независимая оценка качества деятельности образовательных организаций, качества оказания образовательных услуг.

Выполнение этих задач должно было по замыслу государства работать на повышение качества образовательных услуг, тем самым устанавливать информационную открытость образовательной организации как эффективную. Официальный сайт образовательной организации может позволить решить вышеизложенные задачи.

Список литературы

  1. Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: Вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. №2.
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // «Российская газета», № 165, 29.07.2006.
  5. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» // «Собрание законодательства РФ», 22.07.2013, № 29, ст. 3964.
  6. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации» // «Российская газета», № 188, 21.08.2014.
  7. Боровых, И.С., Орехова, Т.А., Белякова, Т.Б., Югова, Д.А. Автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области» как эффективный механизм обеспечения открытости в сфере образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. №1(4). 2018. С.118-122.
  8. Вальдман, И.А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом: Дис. к.п.н. Москва., 2010.
  9. Зерчанинова, Т.Е., Новгородцева, О.В. Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита // Образование и наука. 2015. №2 (121). С.62-73.
  10. Камчатова, К.М. Возможности использования информационной открытости в борьбе с коррупцией // Развитие территорий. 2016. №3-4 (6). С.75-84.
  11. Лайченкова, Н.Н, Минаева М.О. Реализация принципа гласности в сфере образования: новое в законодательстве // Информационная безопасность регионов. 2014. №1 (14). С.25-39.
  12. Малахова, О.В. Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №4. С.56-59.
  13. Малахова, О.В., Суханова, В.А. Информационная открытость деятельности государственной власти: региональные практики // Среднерусский вестник общественных наук №2 (38). 2015. С.83-91.
  14. Меркулов, П.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. №3. С.55-59.
  15. Мерцалова, Т.А. Информационная открытость системы образования: Вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. №2. С.40-75
  16. Мерцалова, Т.А., Чернышова, Д.В. Школьные сайты: типовые и оригинальные // Народное образование. 2013. № 4. С.217-223
  17. Мониторинг вузовских сайтов станет постоянным // Российская газета. 2015. 22 сент.
  18. Некрасов, Д. В. Современные тенденции информационной открытости образовательной организации // Образование и воспитание. 2016. №5. С.22-24.
  19. Фомицкая, Г.Н., Бубеева, Б.Н. Организация независимой оценки информационной открытости образовательных организаций // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып.4. С.195-201.
  20. Постановление Калининградского областного суда от 04.12.2015 по делу № 4А-486/2015 // СПС КонсультантПлюс.
  21. Официальный сайт МБОУ СОШ №4 г.Тихорецка // Опрос «Информационная открытость образовательной организации». URL: http://tihschkola4.edusite.ru/p23aa1.html.