Сговор

NovaInfo 14
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрен микроэкономический метод установления цен на рынке, как сговор. Также рассмотрена типология сговора и причины, провоцирующие сговор на рынке между покупателями.

Ключевые слова

СГОВОР, МОНОПСОНИЯ, МОНОПСОНИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПСОНИЯ, КАРТЕЛЬ, ОЛИГОПОЛИЯ, БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК

Текст научной работы

Актуальность

Объединения, заговоры или соглашения покупателей с целью снизить или зафиксировать цены и контролировать закупки или другие аспекты рынка. Сговор между покупателями осуществляется в собственных интересах и в ущерб интересам других экономических субъектов. Обычно сговор носит противоправный, противозаконный характер и ущемляет либо государства, либо других третьих лиц.

Определение

Сговор — это метод установления согласованных цен, контролирования закупок, районов сбыта товаров на основе формальных соглашений между покупателями.

Виды сговора

Когда олигополисты вступают в сговор, они могут соглашаться относительно цен, долей рынка, расходов на рекламу. Формальное соглашение олигополистов называется картелем. Картель способен максимизировать прибыль, если действует как монополия, т. е. если члены картеля действуют как одна фирма. Так как во многих странах действует антикартельное законодательство во имя борьбы с монополизацией, фирмы могут вступать между собой в молчаливый сговор. Одной из форм молчаливого сговора является ценовое лидерство. Лидером может быть крупнейшая фирма в отрасли. А также еще способ сотрудничества путем сговора нескольких покупателей называется олигопсонией, а в объединение одного покупателя нескольких — монопсонией.

Условия и ситуации, провоцирующие сговор

Сговор между фирмами более вероятен, если фирмы хорошо знают друг друга или лидера и когда они доверяют друг другу. Среди факторов, способствующих сговору, следует отметить следующие:

  • В отрасли очень немного фирм, и все они друг другу хорошо известны;
  • Фирмы не скрывают друг от друга параметры издержек и производственные методы;
  • Фирмы обладают схожими производственными методами и средними издержками;
  • В отрасли имеется доминирующая фирма;
  • Барьеры на вход в отрасль значительны;
  • Рынок стабилен;
  • Государство не проводит активной политики против сговора.

Сговор на организованных рынках (аукционах)

Координация действий выгодна фирмам-поставщикам, участвующим в процедурах государственных закупок, но не выгодна закупщикам. В случае удачного сговора закупка производится по завышенной цене и с заниженным качеством, поэтому механизмы предотвращения сговора являются одной из центральных тем как теоретических, так и практических работ, посвященных закупкам. Явный и неявный сговор, возникающий между поставщиками в процессе участия в государственных закупках, аналогичен сговору между участниками «обычного» аукциона или между фирмами на олигополистическом рынке. Одна из первых моделей сговора между фирмами на олигополистическом рынке представлена в работе Stigler (1964). В этой работе выделяются две главные составляющие экономического понятия сговора: общая стратегия конкурирующих фирм, имитирующая поведение одной лидирующей фирмы, и необходимость инструмента, отслеживающего и «наказывающего» отклонения фирм-участников от принятой общей стратегии. В случае явного сговора фирмы, участвующие в аукционе или конкурсе, заранее договариваются о стратегиях поведения во время аукциона или конкурса. В случае неявного сговора фирмы принимают решения по отдельности, ориентируясь на сигналы, подаваемые остальными участниками сговора во время конкурса или аукциона, и на предысторию взаимоотношений с конкурентами. С экономической точки зрения для потребителя/закупщика не важна форма сговора.

Сговор покупателей на рынке олигопсонии

Олигопсония — это рынок, в котором небольшое число покупателей доминирует спрос на товары. Тем не менее, олигопсония, как правило, столь же распространены в реальном мире. В самом деле, это фирмы, работающие, как олигополия, в выходной части рынка и часто действуют, как олигопсония, в входной части рынка. Большая часть стандартного анализа, который применяется к олигополии также относится к олигопсонии. Когда небольшое число относительно крупных фирм доминируют отрасли, они, как правило, доминируют в большинстве аспектов отрасли. Причина, по которой олигопсония редко используется, что термин олигополии как правило, охватывает весь спектр продаж выхода и входа. Если, например, несколько фирм доминируют на выходе рынка компьютеров, как олигополией продавцов, то они также могут доминировать на входе рынка компьютерных компонентов, таких как кремниевые чипы, жесткие диски, и программисты, как олигопсония покупателей. Если несколько фирм олигополии продавцы бензина, то они также могут быть олигополией покупателей нефти. Три наиболее важные характеристики олигопсонии являются:

  • в промышленности доминирует небольшое число крупных покупателей;
  • продавцы сталкиваются несколько альтернатив для своих товаров;
  • промышленность имеет значительные барьеры для входа.

На рынке доминирует небольшое число крупных покупателей, каждый из которых является относительно большой по сравнению с общим размером рынка. Это приводит к существенному контролю рынка, объем рынка и управление им зависит от количества и возможностей покупателей.

Олигопсония возникает потому, что продавцы имеют несколько альтернатив, доступных для товаров, которые они продают. В то время как альтернативные покупатели могут существовать, они имеют тенденцию быть менее желательными.

Барьеры для входа на рынок. Фирмам в олигопсонии нужно достичь и сохранить контроль над рынком через барьеры для входа. Наиболее распространенные барьеры для входа включают патенты, ресурс собственности, государственных привилегий, признание торговой марки и снижение средних издержек.

Тип поведения: взаимозависимость, жесткие цены, неценовая конкуренция, слияние и сговор.

  • Взаимозависимость. Каждый покупатель держит скрытность в деятельности других покупателей в отрасли. Решения, принятые одим покупателем неизменно влияет на других. Конкуренция между взаимозависимыми покупателями сравнима с игрой. Один успех команды зависит не только от ее собственных действий, но действия своих конкурентов;
  • «Жесткие» цены. Многие олигопсонистические промышленности, как правило, держат цены, которые они платят, относительно постоянными, чтобы конкурировать любыми способами, которые не связаны с изменением цен. Главной причиной жестких цен является то, что конкуренты могут соответствовать росту цен, но не снижению цен. Таким образом, покупатель мало выиграет от изменения цен;
  • Неценовая конкуренция. Так как олигопсонистических покупателей мало, чтобы получить выгоду через ценовую конкуренцию, они обычно полагаются на неценовые методы конкуренции. Олигопсонистические работодатели, например, могут конкурировать по условиям труда, дополнительным льготам и т.п;
  • Слияния. Как и в олигополии, олигопсонистические покупатели постоянно балансируют конкуренции против кооперации. Они часто развивать сотрудничество путем слияния — объединение юридически двух отдельных покупателей на одного покупателя. Потому что олигопсонистические отрасли имеют небольшое число покупателей, стимул для объединения достаточно высока. Это дает в результате покупателю больший контроль над рынком;
  • Сговор. Еще один распространенный способ сотрудничества путем сговора — двух или более покупателей, которые согласятся тайно контролировать цены, закупки, или другие аспекты рынка. Если все будет сделано правильно, и покупатели будут вести себя как один покупатель, это станет монопсонией.

Как таковые, они могут установить монопсонии цена, купить монопсонии количество, и выделить ресурсы, как неэффективно, как монопсонии.

Сговор на рынке монопсонистической конкуренции

Рынок характеризуется одним покупателем продукта. Подобно тому, как монополия является единственным продавцом на рынке, монопсонии является единственным покупателем. В то время как монопсонии могут быть проанализированы для любого типа рынка, как правило, наиболее актуальные для рынков факторов производства, в которой одна фирма является единственным покупателем фактор. Две взаимосвязанные структуры сторону покупки олигопсония и монопсонистической конкуренции.

Три ключевых характеристики монопсонии являются: одной фирмы покупают все выходные на рынке, нет альтернативных покупателей, и ограничения на въезд в промышленности.

  1. Один покупатель. Термин «монопсония» на самом деле переводится как "один покупатель". Только покупатель монопсонии управляет спросом на рынке полностью;
  2. Нет альтернативы. Монопсония достигает статуса одного покупателя, потому что продавцы не имеют альтернативных покупателей для своих товаров. Это ключевая характеристика, которая обычно препятствует монопсонии из существующих в реальном мире, в его чистом, идеальном виде. У продавцов почти всегда есть альтернативы;
  3. Барьеры для входа на рынок монопсонии часто приобретает и в целом сохраняет статус одного покупателя в связи с ограничениями на вход других покупателей на рынок. Ключевые барьеры для входа являются почти такими же, как те, которые существуют для монопольных: государственные лицензии или франшизы, ресурс собственности, патенты и авторские права, высокий уровень цен стоимости, и уменьшение средней общей стоимости.

Читайте также

Список литературы

  1. Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
  2. Селищев А. С. Микроэкономика. – СПб:. Питер, 2002. – 448 с.: ил. –Учебник для вузов.
  3. Albano G.L., Buccirossi P., Spagnolo G., Zanza M. Preventing Collusion in Procurement//Handbook of Public Procurement, Cambridge University Press. 2006.
  4. Интернет – ресурс: Amosweb Encyclonomic Web-pedia, http://www.amosweb.com/

Цитировать

Куулар, А.А. Сговор / А.А. Куулар. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1653 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться