Определение барьеров входа на рынок полиэтиленовых труб в России

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

На сегодня рынок полиэтиленовых труб активно развивается на Западе, в Европе и в Китае. В России он появился сравнительно недавно. Тема статьи актуальна ввиду того, что рынок полиэтилена – это рынок ближайшего будущего, войти и остаться на котором смогут только сильнейшие. В статье рассмотрены барьеры входа в отрасль полиэтиленовых труб и обозначены основные игроки, действующие на нем.

Ключевые слова

БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК, ПОЛИЭТИЛЕН, ПОЛИМЕРЫ

Текст научной работы

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие и высота барьеров входа.

Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами [2].

Выделяют стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок. К числу нестратегических барьеров относят: административные (правительственные) барьеры, гражданские и социально-экономические барьеры. Стратегические барьеры создаются стратегией самой фирмы и представляют факторы субъективного характера. К ним можно отнести дифференциацию продукта, долгосрочные контракты с третьими лицами, дополнительные инвестиции и оборудование, ценообразование ограничивающее вход [4].

Какие же барьеры входа существуют на рынке полиэтиленовых труб?

Исторически более развитым сегментом рынка трубной продукции в России являлись металлические трубы. Однако более высокие потребительские свойства труб из полимерных материалов, длительный срок их службы и конкурентная цена по сравнению с металлической трубной продукцией способствовали стремительному росту данной отрасли рынка в последнее десятилетие.

Поскольку растет спрос на полиэтиленовые изделия, об этом свидетельствуют замены стальных труб в инфраструктуре водоснабжения и канализации, то необходимо этот спрос удовлетворять. Полиэтиленовые трубы были применены в таких масштабных проектах, как «Южный поток», «Северный поток», Олимпиада, а также закладываются в таких проектах как «Сила Сибири» и других государственных объектах. Какие же компании уже влились в эту сферу, и какие существуют барьеры входа на рынок полиэтиленовых труб?

В ходе анализа выявились основные игроки на рынке полиэтиленовых труб – это ООО «Икапласт», ЗАО «Техстрой», ЗАО «Полимак», такой крупнейший игрок как, Группа «Полипластик» (в состав которой входят Климовский трубный завод, Чебоксарский трубный завод, ЮгТрубПласт и другие) и ЗАО «Хемкор». Основной объем продукции производят и реализуют именно они.

ООО «Климовский трубный завод», который сейчас вошел в состав Группы «Полипластик», отправил на экспорт в 2013 году 940 т, ЗАО «Техстрой» – 192,3 т, ЗАО «Полимак» – 323,3 т, тогда как прочие небольшие компании России по производству полимерных труб, в общей совокупности, отправили на экспорт всего 97,4 т., что в 9,6 раз меньше чем у Группы «Полипластик».

Полиэтилен – термопластичный полимер этилена, который в свою очередь получают из природного газа [5]. Сырья для производства полиэтилена в России, очевидно, достаточно. Но сырье это нужно использовать как можно эффективнее для получения качественного продукта. Качественный полиэтилен в основном привозится из-за границы. Многие производители полиэтиленовых труб и почти все производители стретч-пленок ориентируются на поставки импортного гранулята, так как необходимые марки полиэтилена выдерживающие прочность либо не производятся в России вообще, либо производятся нестабильно.

Первый барьер входа на рынок – это большие капиталовложения, которые включают в себя покупку сырья, качественного импортного гранулята, технологии для производства собственного полиэтилена и оборудования. Данный барьер не требует разъяснений, он очевиден и бесспорен.

Для производства полиэтилена необходим стирол или пропилен, который можно купить и привезти, но этилен, как правило, надо производить самим, что удваивает инвестиционные затраты.

В крупных проектах продукция закладывается еще проектными институтами на стадии разработки. Отсюда и второй барьер входа – доступ к каналам распределения. Пересогласовать заложенную продукцию достаточно сложно, если только фирма не имеет существенных преимуществ перед крупными игроками уже добившимися хорошей репутации. Крупномасштабные проекты, в основном снабжают именно они. Получить значительную для «выживания» прибыль, именно в этом разрезе, фирмы не смогут. Казалось бы, в этом случае есть решение – стать дилерами крупных игроков, однако здесь решающей станет цена на конечный продукт.

Третий барьер входа на рынок полиэтиленовых труб – это эффект от масштаба. Он связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой [3]. Крупным игрокам удается реализовывать продукцию не только в России, но и отправлять ее на экспорт. Большие объемы производства позволяют производителям полимерных изделий снижать цену на единицу товара, давать скидки своим потребителям.

Барьером входа на рынок полиэтиленовых труб также может стать законодательство РФ. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" вступивший в силу с 01.02.2015 обяжет производителей полиэтиленовых изделий утилизировать и перерабатывать отходы из полимеров. А поскольку трубы из вторичного сырья реализуются достаточно сложно, так как технически такие изделия хуже, чем из оригинального сырья, это может стать существенным препятствием входа на рынок. К тому же необходима технология переработки сырья, ресурсы, инвестиции, что значительно увеличивает капитальные затраты.

Таким образом, рынок полиэтиленовых труб можно охарактеризовать как закрытый рынок с установившимися прочными коммерческими связями между продавцами и покупателями, проникновение на который новых лиц затруднено высокими барьерами. К основным из них относится барьер капитальных затрат и минимальный объем первоначальных инвестиций, доступ к сырью и технологиям. Капитальные затраты, в свою очередь, тесно связаны с эффектом масштаба. Немаловажным фактором является доступ к каналам распределения, сотрудничество с проектными институтами. Также ограничивает вход на рынок Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" вступивший в силу с 01.02.2015, который обяжет производителей труб утилизировать и перерабатывать полимерные отходы. Итак, рынок полимерных труб имеет высокие барьеры входа, которые создают сложности для новых фирм и невозможность конкуренции с крупными игроками уже действующими на нем.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015) // "Российская газета". – 1998. – 30 июня.
  2. Государственный доклад о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях / ГКАП России. М., 1995. – с. 139.
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – с. 204-205
  4. Розанова, Н. М. Экономика отраслевых рынков: учебник – М.: Издательство Юрайт; 2011.
  5. – с. 104.
  6. Официальный сайт: Plastinfo.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://plastinfo.ru/information/articles/209/ (дата обращения 01.04.2015).
  7. Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения инновационной активности // Вестник экономической интеграции. 2012. № 3. С. 65-71.
  8. Шматко А.Д. Использование методов управления качеством для обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 143.
  9. Шматко А.Д.Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук : 08.00.05 / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.

Цитировать

Титова, К.С. Определение барьеров входа на рынок полиэтиленовых труб в России / К.С. Титова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3463 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться