Применение электросудорожной терапии при лечении шизофрении

медицинские науки

Данная статья посвящена подробному рассмотрению факторов, причин, признаков (позитивных и негативных), генетических аспектов шизофрении и способы ее лечения. Особое внимание было уделено электросудорожной терапии, как наиболее целесообразному методу для лечения шизофрении.

По данным ВОЗ каждое десятилетие в мире возрастает количество психически больных на 8-10%, при этом около 50 млн. страдает шизофренией. Данное психическое заболевание чаще всего проявляется в молодом возрасте от 15-16 до 25-30 лет и выражается постепенной дезорганизацией психической деятельности больных, что приводит к инвалидизации лиц данной группы. Шизофрения сопровождается снижением уровня социального функционирования. Страдают личные отношения, происходит отрыв от семьи и общества в целом, утрата интересов и побуждений к выполнению привычных форм деятельности. Помимо этого, страдает и окружение человека с диагнозом шизофрении. В общей сложности мы получаем острую необходимо решения проблемы лечения людей с данным расстройством.

Шизофрения, ранее схизофрения — полиморфное психическое расстройство (группа расстройств), проявляющаяся изменением мышления и целостным искажением восприятия мира, совмещенным с эмоциональной окраской [1]. Данное заболевание сопровождается целым комплексом различных симптомов, включая бред и галлюцинации, в частности зрительные и слуховые. Довольно часто развитие шизофрении возникает совместно с фундаментальными депрессивными расстройствами, апатией, сниженным аффектом, необоснованным чувством тревоги. Состояние пациента значительно ухудшается навязчивыми мыслями о самоубийстве [2]. Согласно общей статистике заболевания из десяти пациентов с данным расстройством, хотя бы один совершает попытку самоубийства [3].

В зависимости от доминирующего симптома шизофрения бывает: параноидной (основное проявление — бред, сопровождающийся слуховыми и зрительными галлюцинациями. Данное состояние может занимать более 50% времени бодрствования); гебефренической (расстройство большей части мыслительных операций); кататонической (нарушение психомоторики, когда активность может резко сменяться ступором, параличом, длительностью в несколько дней); недифференцированной (отсутствие выраженных симптомов); остаточной (неявные симптомы заболевание с доминирование апатии, заторможенности).

По данным исследований ученых Bhugra и Goldner общий риск заболевания составляет 0,4-0,6%, причем без половой предрасположенности. Однако существует ряд факторов, которые могут способствовать развитию шизофрении: тяжелые роды; различные внутриутробные инфекции: неблагоприятные социальные условия жизни, а в частности сексуальное или физическое насилие в детском возрасте; употребление алкоголя, наркотиков, галлюциногенных веществ. Также существует теория о том, что шизофрения вызывает недоразвитие базисных структур головного мозга и значительное увеличение желудочков [4,5].

Признаки шизофрении условно делятся на негативные и позитивные. Первые характеризуют дефицит определенных психических функций, развивающихся на фоне снижения волевых качеств, утраты интереса к происходящему, серьезной разочарованностью. Больной теряет связь с социумом. При этом выраженность эмоциональных нарушений может варьироваться от легкой тоски до глубокой депрессии. Совместно с этим потребность во сне и отдыхе сводится к минимуму, теряется интерес к интимным отношениям. Так же имеет место быть гипо- или гипербулия.

Вторые определяют более яркую общую клиническую картину. Это связанно с избытком дофамина и стимуляцией дофаминовых рецепторов. К ним относятся бредовые идеи, слуховые галлюцинации (угрожающие, комментирующие, повелительные, антагонистические), проблемы с речью, мышлением, передвижением, безумные навязчивые идеи, которые внезапно возникают против воли [6].

Вопрос природы возникновения шизофрении привел 10 лет назад к фундаментальным исследованиям генов. Наряду с этим появилась надежда, что в скором времени совершат открытие механизмов протекания болезни и способов лечения. На данный момент генетические исследования себя не оправдывают. В процессе исследований обнаружилось, что, по-видимому, нет такого гена, с помощью которого появились новые методы лечения. Однако исследования показывают нам, насколько непросто разобраться в процессах, нарушенных при шизофрении.

Исследования проводились с помощью семейного и близнецового анализа, и показали, что риск возникновения шизофрении зависит от генома. Очень редко шизофрения развивалась под влиянием одного гена, поэтому его обнаружение смогло бы объяснить лишь небольшую долю случаев заболевания.

При исследованиях, проводимых на большой выборке людей, обнаружилось, что больше всего с шизофренией связаны гены, кодирующие белки главного комплекса гистосовместимости, которые обнаруживают чужеродные системы и предупреждают наш иммунную систему. После этого открытия учёные предположили, что гены МНС могут стать неплохой дальнейшей целью для исследований и вскоре они обнаружили вариант гена C4, который повышал риск появления шизофрении до 1,27%.

На основе предыдущих разработок ряд учёных пришли к выводу о том, что встречающиеся довольно редкие изменения числа копий гена влияют на появление шизофрении.

Для того чтобы более глубоко на молекулярном уровне изучить работу С4 использовался мозг мыши. Выяснилось, что данный белок (в процессе развития мозга) участвует в удалении синапсов, которые оказываются ненужными. Слишком активным удалением синапсов можно было бы объяснить некоторые аспекты шизофрении. Ученые предполагают, что данное открытие подтверждает эффективность GWAS и может стать новым способом нахождения генов, связанных с исследуемым заболеванием.

Однако большинство случаев заболевания связанны с работай многих генов. Здесь возникает предположение, что данное исследование не приведёт к обнаружение новых способов лечения, это связанно с тем, что 108 участков генов лишь немного повышают риск заболевания. Одним из положительных результатов эксперимента можно считать избавление исследователей от простых представлений психиатрической генетики.

Всё больше учёных склоняются к тому, что шизофрению вызывают не внутренние нарушения организма или отдельно мозга, а окружающая среда и в частности — социум [7].

Таким образом, неясная биологическая природа заболевания приводит к спорам, которые касаются лечения больных. Связанно это прежде всего с нестабильным течением болезни. Однако возможно достичь стойкой ремиссии в долгосрочной перспективе. Таким образом, лечение шизофрении подразумевает три основных этапа: купирующая терапия (устранение позитивных признаков): стабилизирующая терапия (устранение негативных признаков); поддерживающая терапия (максимализация ремиссии по времени).

Одним из вспомогательных методов лечения является медикаментозная терапия, которую применяют для лечения всех больных в периоды приступов. Курс лечения сильными антипсихотиками группы Оланзапина, назначается в зависимости от индивидуальных показателей пациента. Также необходимо учитывать, что наряду с антипсихотиками следует принимать препараты, понижающие выраженность эмоциональных нарушений, такие как антидепрессанты и нормотимики [8].

Не стоит забывать и о психотерапии, направленной на изменение поведения, позволяющей пациенту вернуться к полноценной социальной жизни.

При сопротивлении к лекарствам используют следующие методы купирования приступа шизофрении: электроконвульсивная терапия (электросудорожная терапия (ЭСТ)), дезинтоксикация, инсулинокоматозная терапия, краниоцербральная гипотермия, латеральная терапия.

Электросудорожная терапия (ЭСТ), ранее известная как электрошок (ЭШ) или электрошоковая терапия (ЭШТ) — метод психиатрического и неврологического лечения, при котором судорожный припадок хронического неврологического заболевания вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг пациента с целью достижения лечебного эффекта.

Эффективность и безопасность данного метода лечения больных шизофренией с включение медикаментозной терапии доказана многочисленными международными исследованиями. Анализ и систематизация всех данных исследования установили целесообразность данного метода. Однако стоит заметить, что во время исследования пациенты не прекращали применять нейролептики (ноотропные препраты) в качестве устранения наиболее частого побочного эффекта — снижения памяти.

Наличие этого осложнения заставляло задуматься о травмирующем действии электросудорожной терапии на кору головного мозга или подкорковые структуры, но дальнейшие контрольные исследования были отрицательными, так как атрофии серого вещества, расширения мозговых желудочков и изменения в паренхиме белого вещества не наблюдалось.

Курс лечения включает подбор оптимальной дозы, исходя из индивидуального состояния пациента (от шести до пятнадцати процедур), а также по современным рекомендациям применение анестетика и миорелаксинта, что исключает спонтанные повреждения, связанные с интенсивными конвульсиями, и делает сеанс более комфортным [9].

Таким образом, можно сказать, что Шизофрения, хоть и является очень серьёзной проблемой современного мира, но не является окончательным приговором для человека. На данном этапе применяются различные виды лечения заболевания и проводятся поиски новых способов. Также известны случаи, когда индивид просто адаптируется к своей проблеме и не испытывает дискомфорт.

1. Статья «Schizophrenia»: Concise Medical Dictionary — Oxford University Press, 2010.
  2. Абрамов В.А., Табачников С.И., Подкорытов В.С. Основы качественной психиатрической практики. — Донецк: Каштан, 2004. — 248 с. — 500 экз. — ISBN 966-8292-58-8.
  3. Gentile A., Bonfitto I., Stella E., Mari M., Steardo L., Bellomo A., Ventriglio A. Cуицидальное поведение в дебюте шизофрении // Суицидология. 2017. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cuitsidalnoe-povedenie-v-debyute-shizofrenii (дата обращения: 11.05.2019).
  4. Bhugra D (2006). “The global prevalence of schizophrenia”. PLoS Medicine. 2 (5): 372—373. DOI:10.1371/journal.pmed.0020151. PMID 15916460. Дата обращения 2019-05-02.
  5. Goldner EM, Hsu L, Waraich P, Somers JM (2002). “Prevalence and incidence studies of schizophrenic disorders: a systematic review of the literature”. Canadian Journal of Psychiatry. 47 (9): 833—43. PMID 12500753. Дата обращения 2019-05-02
  6. Психиатрия / Под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. — С. 115. — 512 с. — (Клинические рекомендации). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  7. Майкл Болтер. Шизофрения не хочет раскрывать свои тайны // В мире науки. — 2017. — № 7. — С. 52—61.
  8. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. с англ.] / Под ред. С. Д. Энна и Дж. Т. Койла. — Москва: ООО: «Медицинское информационное агентство», 2007. — 800 с.: ил. с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-501-0.
  9. В Быков, Ю & Bekker, Roman. (2018). Электросудорожная терапия: редкие клинические показания к применению (обзор литературы). Редкие клинические показания к применению ЭСТ // CONSILIUM MEDICUM. — 2017.