Роль подвижных игр в жизни детей старшего дошкольного возраста

№103-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, и, что важнее, положительное влияние подвижных игр на разностороннее развитие личности детей старшего дошкольного возраста. В статье также рассмотрены несколько классификаций подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Похожие материалы

Роль подвижных игр в жизни детей недооценена, несмотря на то, что по данной теме проведено множество исследований. Положительное влияние подвижных игр доказано множеством теоретических и практических разработок. Всё же данная тема остается актуальной и до конца не разработанной. Наряду с этим овладение подвижными играми с правилами является непосредственной частью образовательной области физическое развитие согласно ФГОС ДО. Выполнение данного условия должно обеспечиваться во всех дошкольных образовательных организациях [1].

Старший дошкольный возраст — это возраст, в котором у ребенка закладываются личностные качества и формируется социальная позиция. Потребности детей старшего дошкольного возраста развиваются и совершенствуются. У детей развивается дух соперничества, совместно с этим, дети больше проявляют желания взаимодействовать с коллективом, быть частью общества. Правила и нормы поведения накладывают отпечаток на то, как ребенок ведет себя, как он начинает регулировать своё поведение. Старший дошкольник умеет жертвовать своими желаниями для того, чтобы делать так, как нужно, а не только так, как хочется.

Поведение детей старшего дошкольного возраста в игре также меняется и развивается. М.А. Васильева, В.В. Гербова и Т.С. Комарова в программе воспитания и обучения утверждают, что дети старшего дошкольного возраста умеют уже до начала игры самостоятельно распределять роли и обладают возможностью строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь детей старшего дошкольного возраста в процессе игры соответствует взятой на себя роли по содержанию и по интонации. Вне игры же речь детей отличается от той, которую они на себя берут в соответствии с игровой ролью. Выбор игровой роли зависит от того, что дети начинают осознавать подчиненность позиций взрослых в реальной жизни в разных видах деятельности. В связи с предпочтениями доминирующих ролей у детей старшего дошкольного возраста нередко возникают конфликтные ситуации. Несмотря на это, сами игровые действия становятся намного разнообразнее [3].

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а подвижная игра является неотъемлемой часть как физического развития, так и всестороннего развития личности старшего дошкольника в целом.

Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных организациях невозможно представить без подвижных игр. Игра в физическом воспитании детей дошкольного возраста — это один из универсальных видов деятельности. По мнению П.Ф. Лесгафта именно в игре происходит развитие психических процессов ребенка, совершенствуются умения и навыки взаимодействия с товарищами в групповой деятельности [4].

Всестороннее развитие ребенка старшего дошкольного возраста неизбежно при разнообразном использовании целенаправленно организованной игровой деятельности. Высокие результаты в физическом, а также умственном развитии детей старшего дошкольного возраста возможны при удовлетворении их потребности в движении. Развитие личностных качеств также непосредственно связано с удовлетворением их потребности в подвижных играх. Дети старшего дошкольного возраста точно выполняют правила игры и с удовольствием играют в них из-за того, что подвижные игры вызывают у детей бурю положительных эмоций и радость, это качество является главной положительной чертой подвижных игр. Подвижные игры также обладают педагогическим потенциалом в развитии не только физических качества, но и в формировании важных социальных качеств личности во всех неизбежно возникающих в подвижных играх педагогических ситуациях.

Помимо физического воспитания подвижные игры являются универсальным средством разностороннего развития детей дошкольного возраста. Являясь практической деятельностью подвижные игры несомненно помогают детям развиваться физически, вместе с тем они являются незаменимым средством для развития памяти, внимания, мышления. Развитие памяти происходит в ходе запоминания правил игры, которые в свою очередь дают детям общее представление о настоящих правилах взаимоотношений в обществе между людьми, и правильном поведении. В подвижных играх дети старшего дошкольного возраста осмысливают и познают окружающий их мир, в процессе подвижных игр развиваются интеллект, воображение, фантазия, формируются социальные качества личности. Таким образом можно сказать, что подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В процессе игры ребенок познает и преображает окружающий его мир. Необходимость найти решение двигательной задачи в подвижной игре заставляет проявляться натуральную ловкость детей в движении, и поэтому подвижные игры всегда являются творческой деятельностью.

В отечественной педагогике существует несколько классификаций подвижных игр. Рассмотрим общую классификацию игр по разным параметрам. Подвижные игры подразделяются по возрасту детей на игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. По степени подвижности ребенка в игре можно выделить игры с малой, средней и большой подвижностью. Намного разнообразнее игры по видам движений, среди них находятся игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д. По содержанию игры можно разделить на подвижные игры с правилами и спортивные игры [2].

Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих, можно выделить игры без разделения коллектива на команды и с разделением коллектива на команды. Первые игры основаны на простейших взаимоотношениях между участниками и не предполагают наличия соперничающих команд, вторые направлены на воспитание коллективных действий путем разделения играющих на соперничающие команды, каждый из которых преследует свою игровую цель [5].

Выделяется также классификация подвижных игр по сочетаниям протекания игры. В данной классификации находятся игры, в которых имеет место активное единоборство участников, игры без соприкосновения с соперником и игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.

Согласно утверждениям М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца; участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Также необходимо уделить внимание спортивным играм и упражнениям, их правильному выполнению. Важным фактором подвижных игр является выбор водящего с помощью считалки. Дети старшего дошкольного возраста учатся четко выполнять правила игры, действовать быстро и ловко [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что подвижные игры положительно влияют на разностороннее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и являются безотказным средством для формирования детского воображения, внимания, памяти, а также коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Изд-во: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
  2. Агапова, И.А. Подвижные игры для дошкольников / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
  4. Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 375 с.
  5. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 – 64 с.