Функции государства в системе рыночной экономики

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства, в этот момент и вступают в силу основные государственные функции по отношению к регулированию рыночных отношений внутри страны.

Ключевые слова

БЕЗРАБОТИЦА, ЗАЩИТА РЫНКА И БОРЬБА С МОНОПОЛИЯМИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В ОБРАЩЕНИИ, РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, ПРОИЗВОДСТВО, ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Текст научной работы

Актуальность работы определяется тем, что в условиях перехода от системы планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются целенаправленные действия со стороны государства. Оно должно при этом выполнять, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.

Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования. При этом роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.

Специфика функций государства переходного общества и экономики всецело предопределяется конечной целью трансформации — создать качественно иную модель социально-экономического устройства и ценностных ориентаций.

Понятие «функция государства» — одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства, являясь при этом сложным. Многие вопросы, связанные определением и реализацией функций государства являются нерешенными или их решение вызывает сомнения. Собственно, даже само определение функции государства в науке теории государства не получило единообразного толкования, хотя и рассматривается в основном как необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач[2].

Любое государство имеет различную степень активности, но постоянно действует, так как пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Поэтому государство может и должно быть изучено с функциональной, деятельностной стороны[5].

Объектом исследования является роль и экономическая функция государства и гражданского общества в деятельности экономических систем, а также деятельность государства в экономике[8]. Предметом исследования в свою очередь выступает социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций[8].

Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства[2]. Таким образом провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства (см. схему 1).

Схема 1
Рисунок 1. Схема 1

Государственное регулирование является неотъемлемым элементом функционирования, экономики. Оно представляет собой прямое или косвенное воздействие государственных органов управления на экономические процессы в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения нормального функционирования экономики в целом [1]. Государственное регулирование следует рассматривать как систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и общественными организациями[4].

Учитывая функции, которые должно выполнять государство в рыночной экономике, его регулирующее воздействие осуществляется по следующим направлениям [2]:

  1. Законотворческая деятельность, направленная на разработку и принятие основных норм хозяйственной деятельности — распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки;
  2. Административная деятельность, связанная с созданием и прекращением деятельности субъектов хозяйствования — установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности, поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей;
  3. Информационная деятельность, связанная с информированием хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и ее отдельных регионов;
  4. Регулирующая деятельность, направленная на усовершенствование работы территориальных образований, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях — стимулирование экономического роста и стабилизация экономики;
  5. Контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений действующего законодательства — решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

В условиях современной рыночной экономики государство выполняет внутренне важные для народного хозяйства функции стимулирования развития производства и роста благосостояния, повышения качества жизни населения. Для этого государство должно обеспечивать не только все необходимые условия для нормального функционирования рыночной конкуренции, защищать законные права граждан и предприятий, но и помогать им в адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, создавать благоприятные возможности для развития производственной деятельности, финансируя часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним эффектом[4]. Это, прежде всего, расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.

Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ[3].

Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен[5]. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования[7].

Роль государства в экономике состоит также в том, что оно является крупным участником рынка в лице государственных предприятий и корпораций[5]. Государственный сектор экономики должен представлять собой важный, реальный и эффективно действующий инструмент проведения социально-экономической стратегии. Управление государственным сектором не может ограничиться решением чисто финансовых задач, оно должно преследовать общеэкономические, научно-технические, социальные и экологические цели[6].

Так же государство берет на себя одну из важнейших на сегодняшней день проблем современной экономики — регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции[12].

Взгляды на экономические функции государства значительно различаются, что в первую очередь связано с несовпадением мнений на место и роль государства в экономической системе. Так, если государству отводиться незначительная роль в регулировании экономических процессов, то и набор функций будет минимальный[11].

Читайте также

Список литературы

  1. П.А. Кохно. Государственное регулирование экономики // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.16926, 02.11.2011.
  2. Матвеева Н.А. Правовые модели корпоративных структур. - М.: Перспектива, 2007. – 192 с.
  3. http://festival.1september.ru/articles/312707/
  4. П. Хейне. Экономический образ мышления. М. Изд-во «Дело» 1991.
  5. П. Самуэльсон. Экономика. М. НПО «Алгон» 1992.
  6. Л.Л.Любимов. Н.А.Раннева. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 1997.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. I. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  8. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993. № 6.
  9. Основы государства и права/Под ред.В.А.Ржевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2005
  11. Смит А. Исследования о природе и причине богатства народов // Антология экономической классики. - М. «Ключ», 1993.
  12. Степанова В.С. Особенности государственного регулирования в условиях переходного периода. Сборник научных трудов. Серия «Экономика» // Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2002.

Цитировать

Коростелёва, Е.Ю. Функции государства в системе рыночной экономики / Е.Ю. Коростелёва. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1669 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться