Современные тенденции развития мировой экономики, обострение экологических проблем, глобализация, криминализация и прочие проблемы- все это вызывает острую необходимость межгосударственного регулирования с помощью экономической интеграции. Она представляет собой вид взаимодействия между государствами, происходящий в процессе развития экономики стран, которые располагаются чаще всего в одном крупном экономико-географическом регионе. [3]
Согласно общепринятому определению, экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. [2]
Как правило, страны объединяются, чтобы использовать преимущества разделения труда между государствами, кооперироваться и рационально распределять силы для достижения общих стратегических целей. Вот почему изучение данного вопроса имеет такую актуальность и выполняет важную роль в мировой экономике.
Но, анализируя мировой опыт регионализации хозяйства, необходимо отметить, что замкнутые региональные интеграционные группировки не всегда приводят к эффективному функционированию национальных государств, а иногда и вовсе наоборот. Тем не менее, если данное региональное объединение открыто для сотрудничества с другими странами и группами, то это может помочь рациональному развитию экономики у участников таких альянсов, а также может способствовать медленному образованию федеративных и конфедеративных образований.
На сегодняшний день развитие экономики и укрепление своих позиций с помощью экономической интеграции рассматривают не только малые страны, но и такие известные крупные мировые державы, как, например, США, Франция, Германия и Великобритания[3].
В настоящее время в мире можно насчитать уже более 10 объединений суверенных государств, среди которых, пожалуй, стоит отметить самый известный и исторически первый, последовательно формирующийся на протяжении последних 45 лет Европейский Союз. Туда входят 15 стран Западной и Центральной Европы[5].
Но данный успех характерен не только для Европы. С начала 1994 года договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) объединил экономически мощные и территориально большие страны: США, Мексику и Канаду.
К этому же времени оформилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), которая по прогнозам сможет приблизительно к 2020 году образовать крупнейшую зону свободной торговли, которая будет опираться в основном на экономику США и Японии.
С 1 марта 1993 года вступило в силу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, которое объединило Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, согласно которому торговые пошлины должны постепенно снижаться[4].
Необходимо отметить, что Латинская Америка также имеет цель создать Таможенный союз и зону свободной торговли, что подтверждает, заключенный Аргентиной, Уругваем, Парагваем (она присоединилась несколько позже) и Бразилией в 1991 году пакт «Меркосур».
К 2025 году предполагается создать Африканский общий рынок, а именно, Африканское экономическое сообщество, в котором будут общая валюта и общий парламент.
На сегодняшний день в мире функционирует 85 региональных и торговоэкономических соглашений и договоренностей. Ярким примером интеграции являются такие организации, как ЕС, НАФТА и ОПЕК. Во многих регионах Западной и Южной Азии, Латинской Америки и Африке международное сотрудничество постепенно развивается и начинает «набирать обороты», несмотря даже на тот факт, что данные страны имеют ряд недостатков: недостаточная конкурентоспособность, различный экономический потенциал, отличия в социально-культурном развитии, ограниченность финансовых средств и неидентичное нормативно-правовое законодательство и прочее[4]. Тем не менее, процесс интеграции в настоящее время идет весьма активно и эффективно. Ведь сегодня мы можем наблюдать на мировой арене более десяти экономических группировок, в то время, как в 1985 году функционировало всего 3 таких группировки. Влияние экономических образований растет, формируется мирохозяйственная система, прослеживается оформление ее целостности и устойчивости[1].
Таким образом, несмотря на определенные трудности, встающие перед интеграционными группировками (сюда можно отнести трудности политического, организационного, кадрового и правового характера), их формирование развивается довольно быстрыми темпами.