Анализ оценочных показатели долговой устойчивости Волгоградской области

№104-1,

экономические науки

Рост долга субфедеральных бюджетов повысил актуальность оценки долговой устойчивости. В статье рассматриваются показатели устойчивости долга, установленные в Рекомендациях по проведению ответственной задолженности / долговая политика субъектами Российской Федерации на примере Волгоградской области.

Похожие материалы

В России для поддержания долговой устойчивости экономики основной задачей является сокращение дефицита и постепенное достижение бездефицитного бюджета. Из этого следует, что поддержания государственного долга региона на экономически безопасном уровне, необходимо постоянно отслеживать уровень государственной задолженности.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает два основных показателя долговой устойчивости:

  • предельный объем государственного долга;
  • объем расходов на обслуживание долга.

Согласно внесенным поправкам, до 1 января 2020 года предельный объем государственного долга субъекта РФ может быть превышен на сумму бюджетных кредитов. Но при расчете параметров долговой устойчивости все также применяется стандартный показатель: отношение объема долга к доходам без учета безвозмездных поступлений.

На основании предельных значений, регулируемых законодательством, Минфин России предложил градацию регионов по степени долговой устойчивости. Показатели можно рассчитать на основе данных об объеме и структуре государственного долга субъектов РФ и информации из законов о бюджете или из отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ.

Таблица 1. Классификация субъектов РФ по группам долговой устойчивости

Показатель

Пороговое значение

Группа долговой устойчивости

Что характеризует

1

Отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений

> 85%

50-85%

≤ 50%

Низкая

Средняя

Высокая

Уровень общей долговой нагрузки

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций

> 8%

5-8%

≤ 5%

Низкая

Средняя

Высокая

Способность обслуживать долговые обязательства без ущерба для других направлений расходов

3

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям)

> 18%

13-18%

≤ 13%

Низкая

Средняя

Высокая

Уровень текущей долговой нагрузки на бюджет

Источник: авторская, по материалам [3]

По показателям из таблицы 1, можно определить группу долговой устойчивости региона. Также уровень общей долговой нагрузки, способность обслуживать долговые обязательства без ущерба для других направлений расходов и уровень текущей долговой нагрузки на бюджет региона.

Чтобы регион вошел в группу с высокой долговой устойчивостью, он должен соблюдать показатели приведенные в таблице. Если два из трех показателей будут показывать низкое значение, то регион окажется в группе с низкой долговой устойчивостью.

Наиболее проблемными регионами являются субъекты Российской Федерации с низкой долговой устойчивостью. Министерство финансов предлагает учитывать такие регионы, в которых сумма долга составляет 85% (или более) от общих доходов. Кроме того, субъекты Российской Федерации попадут в «красную» зону с более чем 18% доходов и субсидий, предназначенных для погашения и обслуживания долга. Другим критерием, по которому регион включен в список субъектов с низким уровнем дохода, является то, что доля обслуживания долга превысит 8% расходов. Субъект будет относиться к группе с «низкой долговой устойчивостью», если подойдет по двум критериям.

Регионы, показатели которых являются промежуточными между высокой и низкой долговой устойчивостью, будут рассматриваться как регионы со среднем уровнем долговой устойчивости.

Предлагаемая градация регионов необходима Министерству финансов для согласования разных степеней и условий выдачи кредитов и платежей с разными регионами. Так, регионы с высокой долговой устойчивостью, имеются право не согласовывать программу займов и гарантий, а для «средних» это будет необходимо. А регионы из «красной» зоны смогут занимать только для рефинансирования долга.

Для расчета вышеуказанных показателей потребуются данные об исполнение бюджета Волгоградской области приведенные в таблице.

Таблица 2. Данные из бюджетов на начало года для расчета показателей долговой устойчивости Волгоградской области на 01.01.2017-2019гг., млн. руб.

Показатель

2017г.

2018г.

2019г.

Изменение 2018 к 2017г.

Изменение 2019 к 2018г.

Абсолютных величин

Темп прироста, %

Абсолютных величин

Темп прироста, %

Доходы бюджета, всего

79067,88

85390,09

98719

6322,21

7,9

13328,91

15,6

Налоговые и неналоговые доходы

58996,51

60045,75

71651

1049,24

1,7

11605,25

19,3

Безвозмездные поступления

20071,36

29321,08

27067

9249,72

46

-2254,08

-7,6

Расходы, всего

85655,78

86574,57

103724

918,79

1,07

17149,43

19,8

Расходы на обслуживание долга

2699,2

3651,9

2690,5

952,7

35,2

-961,4

-26,3

Погашение

17100,0

5315,6

3069,5

-11784,4

-68,9

-2246,1

-42,2

Долг

53409,01

53359,01

51093,46

-50

-0,09

-2265,55

-4,2

Источник: авторская, по материалам [3], [4], [5]

Исходя их данных таблицы 2, можно выделить увеличение доходов бюджета на начало 2019 года на 13328,91 млн. руб. в сравнении с предыдущем годом и на 6322,21 млн. руб. с 2017 годом. Также отметим увеличение расходов как в 2018 году на 918,79 млн. руб., так и в 2019 на 17149,43 млн. руб. Расходы на обслуживание долга на начало 2019 года снизились на 961,4 млн. руб., но в 2018 году наблюдалось увеличение на 952,7 млн. руб. Тем временем, объем государственного долга а три года уменьшался и на начало 2019 года составил 51093,46 млн. руб.

На основе данных таблицы произведем расчет показателей долговой устойчивости Волгоградской области за три года.

Таблица 3. Расчет показателей долговой устойчивости на 01.01.2017-2019гг.,%

Показатель

2017г.

2018г.

2019г.

Изменение 2018 к 2017г.

Изменение 2019 к 2018г.

Абсолютных величин

Темп прироста, %

Абсолютных величин

Темп прироста, %

1

Отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений

90,5

88,9

72,7

-1,6

-1,7

-16,2

-18,2

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций

3,1

4,2

2,5

1,1

35,4

-1,7

-40,4

3

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям)

25,0

10,5

5,8

-14,5

-58

-4,7

-44,7

Составлено автором на основании расчетов

Из расчетов, представленных в таблице 3, показатель «отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений» снижается на протяжении трех лет и на начало 2019 года составил 72,7%. «Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций» этот показатель в 2018 году увеличился на 1,1% и составил 4,2%. На начало 2019 наблюдается снижение на 1,7% и составляет 2,5%. Показатель «отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям)» как в 2018 году снизился на 14,5%, так и в 2019г году на 4,7% и составил 5,8%.

Таблица 4. Классификация субъектов РФ по группам долговой устойчивости

Показатель

Пороговое значение

Группа долговой устойчивости

Значение показателя в Волгоградской области

2017г.

2018г.

2019г.

1

Отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений

> 85%

50-85%

≤ 50%

Низкая

Средняя

Высокая

90,5%

(низкая)

88,9%

(низкая)

72,7%

(средняя)

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций

> 8%

5-8%

≤ 5%

Низкая

Средняя

Высокая

3,1% (высокая)

4,2%

(высокая)

2,5%

(высокая),

3

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям)

> 18%

13-18%

≤ 13%

Низкая

Средняя

Высокая

25,0%

(низкая)

10,5%

(высокая)

5,8%

(высокая)

Источник: авторская, по материалам [5]

Из данных таблицы 4, можно сделать вывод, что уровень общей долговой нагрузки на начало 2017 и 2018 года был низким и составлял 90,5% и 88,9%, а на начало 2019 года средним и составил 72,7%. Тем не менее, способность обслуживать долговые обязательства без ущерба для других направлений расходов высокая и на начало 2019 года составляла 2,5%. Уровень текущей долговой нагрузки на бюджет Волгоградской области на начало 2017 года был низкий и составлял 25,0%, а на начало 2018 и 2019 года высокий и составлял 10,5% и 5,8%.

В роли основных направлений решения проблем долговой устойчивости Волгоградской области можно выделить следующие:

  • стимулирование темпов экономического развития, обеспечивающего рост доходных возможностей территории;
  • снижение дефицита бюджет;
  • дальнейшая реструктуризация долга за счет замены банковских кредитов бюджетными, отсрочка выплат по существующим займам с целью обеспечения более равномерного графика выплат;
  • введение моратория на предоставление новых государственных гарантий, возврат ранее выданных кредитов юридическим и физическим лицам;
  • более активное применение инструментов, направленных на повышение общей устойчивости бюджета;

Перечень мероприятий по сокращению государственного долга Волгоградской области:

  • привлечение долговых обязательств только на рефинансирование государственного долга Волгоградской области
  • сохранение моратория на предоставление новых государственных гарантий Волгоградской области
  • привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете бюджета Волгоградской области
  • снижение доли общего объема государственного долга Волгоградской области по отношению к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений
  • обеспечение доли общего объема долговых обязательств Волгоградской области по государственным ценным бумагам и кредитам полученным от кредитных организаций к сумме доходов без учета объема безвозмездных поступлений за отчетный финансовый год

Таким образом, если учесть, что долговая устойчивость зависит от объема государственного долга региона, то главной составляющей будет государственный долг региона, так как расчет оценочных показателей долговой устойчивости проводится на основе отношения к государственному долгу региона. Поэтому, основной целью становится проведение эффективной долговой политики региональными органами власти.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Галухин, А. В. Оценка долговой устойчивости бюджетов субъектов Федерации / А. В. Галухин // Вопросы территориального развития. — 2016. — № 5. — С. 1–10.
  3. Ежемесячные отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 06.03.2019)
  4. Материалы официального сайта комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области [Электронный ресурс]: официальный сайт комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области. — Режим доступа : www.volgafin.ru (дата обращения 01.03.2019)
  5. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. — Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru (дата обращения 01.03.2019)