Физическая культура — основа воспитания детей дошкольного возраста

№105-1,

педагогические науки

В данной статье мы рассмотрим какую основу в развитии детей дошкольного возраста закладывает физическая культура. А также главные задачи пр формировании здоровья у детей. Разберем культурно-гигиенические навыки, которые должны быть сформированы при поступлении в школу.

Похожие материалы

Особенности организма дошкольника требуют особого внимания к его физическому развитию. Организм ребенка интенсивно развивается: увеличивается рост и масса тела. В организме ребенка происходят функциональные изменения, развиваются движения. В то же время его организм очень раним, он легко подвергается простудным и инфекционным заболеваниям; это связано с анатомо-физическими особенностями ребенка [Образовательная роль физической культуры, 2015, С.34].

Главная задача физического воспитания детей дошкольного возраста — охрана и укрепление здоровья детей [Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие, 2011, С.10].

Развитие ребенка считается нормальным, когда у него правильное функциональное развитие. Основные движения, которыми должен владеть ребенок дошкольного возраста: ходьба, бег, прыжки, лазание. Развитие движений способствует формированию волевых качеств — стойкости, выносливости, активности и смелости [Теория физической культуры и спорта, 2008, С.12 — 14].

Также необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки — устойчивые навыки личной гигиены, поддержания порядка в одежде, окружающей обстановке, культуры еды. Это все развивает самостоятельность ребенка.

Следует отметить, что гигиенические условия в детском саду должны соответствовать требованиям физического развития детей. Выполнение режима дня, организация полноценного питания, осуществление комплекса мероприятий по закаливанию и системы работы по развитию движений создают условия, необходимые для того, чтобы ребенок рос здоровым, физически развитым, сильным и выносливым. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за развитием детей и состоянием их здоровья, проводятся профилактические мероприятия для предупреждения заболеваний [Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие, 2011, C.16 — 18].

Особое внимание также должно уделяться культурно-гигиеническим навыка. Навык — это умение, доведенное до автоматизма. К переходу в школу у детей должны быть сформированы устойчивые культурно-гигиенические навыки [Образовательная роль физической культуры, 2015, C.34].

Культурно-гигиенические навыки подразделяются на три группы:

  • навыки личной гигиены;
  • навыки поддержания порядка в окружающей;
  • навыки культуры;
  • навыки культурного поведения среди окружающих.

Содержание и объём культурно-гигиенических навыков для каждой возрастной группы определены в Программе воспитания и обучения в детском саду. От группы к группе возрастает не только объем навыков, но и повышаются требования к их уровню: степени самостоятельности, быстроте и тщательности их выполнения. Например, если младшие дети должны одеваться с помощью воспитателя, то выпускники детского сада должны это делать не только совершенно самостоятельно, но и быстро [Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие, 2011, C.22].

Дошкольный возраст — период времени, когда у детей происходит становления движений. Что бы у ребенка нормально развивались движения, необходимо вместе с ним выполнять специальные упражнения, которые будут укреплять слабые группы мышц плечевого пояса, туловища и ног. [Спортивные игры в физическом воспитании и спорте, 2009, C.44].

Каждый день в детском саду воспитатели проводят детям утреннюю гимнастику, с целью создать бодрое и жизнерадостное настроение, а также для того чтобы укрепить здоровье, развить ловкость и физическую силу. Во время гимнастики необходимо музыкальное сопровождение, так как музыка создает эмоциональный подъем и организует деятельность детей.

Дети познают мир с помощью игр, и поэтому для развития движений необходимо устраивать подвижные игры. Они могут проводится где угодно, главное в безопасном для детей месте. Например, на детской площадке, в групповой комнате, а также на занятиях физической культуры и музыки.

В младших группах происходит базисное развитие движений у детей. С помощью игр, таких как, «Найди свой домик» и «Бегите ко мне», они учатся ходить и бегать, а также прыгать с помощью игры — «Поймай комара», бросать и ловить мяч — «Кто бросит дальше», «Докати мяч» [Спортивные игры в физическом воспитании и спорте, 2009, C.32 — 36].

По мере взросления детей игры усложняются [Спортивные игры в физическом воспитании и спорте, 2009, C.38].

Уже дети из старшей группы должны уметь сами организовывать подвижные игры: они предварительно договариваются между собой о правилах игры. Для воспитателя в этот момент главная задача — проследить, чтобы игры большой подвижности чередовались с малоподвижными, — этим снижается излишнее перевозбуждение и возможное переутомление детей.

В детском саду необходимо, что бы два раза в неделю во всех группах проводились физкультурные занятия. Их главная цель — обучить детей правильному выполнению движений, упражнять их в силе, ловкости, быстроте реакции. Структура занятия обычно следующая: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть ставит своей задачей собрать внимание детей, организовать их, задать определенный темп, создать эмоциональное настроение. Она включает обычную ходьбу с различными построениями и перестроениями и упражнениями (ходьба на носках, на пятках, врассыпную, со сменой направления и т.п.), легкий бег. Хорошо, если вводная часть и упражнения для укрепления слабых групп мышц проводятся под музыку. Основная часть занятия состоит из упражнений для укрепления слабых групп мышц, упражнений в одном-двух видах основных движений и подвижной игры. Заключительная часть состоит из спокойной ходьбы, дыхательных упражнений и малоподвижных игр [Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие, 2011, C.49].

Развитие движений продолжается и на прогулке. Если в детском саду хорошо оборудован участок, есть приспособления для лазания, метания, упражнений в равновесии, прыжков в высоту и длину, то детям нет необходимости напоминать, что они могут заняться этими упражнениями. Свойственная детям потребность в активных действиях более всего удовлетворяется на прогулке [Теория физической культуры и спорта, 2008, C.51].

Таким образом, чтобы успешно осуществить занятия по физическому развитию у дошкольников, необходимо знать особенности их организма. Необходимо давать среднюю нагрузку, чтобы ребенок не переутомлялся и у него были силы и желание к занятиям других дисциплин.

Список литературы

  1. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Магомедов Р.Р. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. — 90 с.
  2. Образовательная роль физической культуры. Петухова Е.М., Перусова О.С., Петров Р.Е./Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 5-4 (36). С. 34-35.
  3. Спортивные игры в физическом воспитании и спорте. Материалы международной научно-практической конференции, 24-26 декабря 2009г. / Под общей редакцией профессора, к.п.н. О.Е.Лихачева. к.п.н., доцента РГУФКСТ С.Г.Фомина– Смоленск, 2009. — 346 с.
  4. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. — Красноярск: ИПК СФУ, 2008. — 342 с.