Формирование здорового образа жизни студентов

№104-1,

педагогические науки

В данной статье раскрываются основные аспекты здорового образа жизни в жизни людей и студентов в частности. Проанализированы основные мотивы, побуждающие заниматься студентов физической культурой. На их основании был предложен ряд способов, которые могут помочь привить студентам здоровой образ жизни. Как внутри учебного заведения, так и в повседневной жизни.

Похожие материалы

Одним из актуальных вопросов для современной молодежи является сохранение и укрепление собственного здоровья. Но стоит помнить, что здоровый образ для каждого человека является индивидуальным. Каждый человек руководствуется не только определенными законами общества, но и индивидуальными особенностями организма.

Поэтому важнейшей задачей общества является сохранить здоровье молодого поколения. Ведь к настоящему моменту данная возрастная категория испытывает определенные трудности, которые связаны и с социальными факторами, и с негативным воздействием окружающей среды. Всё это происходит по причине вынужденной адаптации под быстро меняющиеся условия жизни, обучения и т.д. Особую остроту приобретает данный вопрос в условиях социально-демографического кризиса, т.к. значимость приобретают задачи, которые непосредственно связанны с устранением негативных тенденций в молодежной среде. Сюда входит и курение, и алкоголизм, и преступность, и многое другое. А значит необходимо прививать молодежи необходимость ведения здорового образа жизни. [2]

Здоровый образ жизни (он же ЗОЖ) — это такой образ жизни, который направлен на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом. Он помогает не только сохранять и укреплять здоровье, но и улучшать работоспособность организма, раскрывать в человеке его лучшие физические качества. Стоит помнить, что здоровый образ жизни — это не только отказ от вредных привычек, это ещё и умение организовывать свою повседневную жизнь так, чтобы по максимуму использовать все свои личностные качества для достижения физического, душевного и социального благополучия.

Говоря о здоровье человека, необходимо отметить, что самым важным компонентом культуры здоровья является мотивационно-целостный. По отношению к здоровому образу жизни данный компонент отражает уровень формирования потребностно-мотивационной сферы обучающегося. Сюда входит множество различных факторов: грамотно выстроенный режим отдыха, соблюдение гигиены и психогигиены, правильное питание. Напротив, антиподы здорового образа жизни — это вредные привычки. Курение, алкоголь, наркотики и другое. Но вредные привычки могут быть не только явными. Например, это может быть приверженность к сидячему образу жизни. А как показывает практика, одна вредная привычка “тянет” за собой другую, другую и так может продолжаться до бесконечности. К сожалению, привить студентам системное поддержание ЗОЖ только на основании того, что это полезно для здоровья — довольно проблематично. Поэтому необходима пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта как фактора не только поддержание здоровья, но и выработки воли, ловкости, мужества и т.д. [4]

Исследования М. А. Арвисто позволяют выделить три основных ранга ценностных ориентаций студента в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 1). [1]

Таблица 1. Ценностные ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности.

Ранг

Ценностные ориентации

Эмоциональная основа

Рациональная основа

Что вам нравится в физической культуре и спорте?

Кукую пользу в физической культуре и спорте вы видите?

1

Физическое “я”

13.8

41.1

Самоактулизация

38.4

6.9

Морально-волевые качества

7.5

13.1

Функциональное содержание

19.2

10.8

Чувство долга

2.2

0.9

2

Общение

4.7

4.6

Социальное признание

0.4

5.1

Красота

0.8

1.0

3

Знания

2.0

5.9

Материальные ценности

0.4

5.1

Аспекты сексуального поведения

0.8

4.0

Данная таблица показывает, что ценности первого ранга являются сильно преобладающими, поэтому именно им необходимо уделять первоочередное внимание. Всё это может достигаться в процессе различных мероприятий, которые будут проводиться учебными заведениями, в которых обучаются студенты. Данный процесс может происходить как путем вовлечения в учебные занятия, так и проведением отдельных мероприятий, поддерживающих здоровый образ жизни студентов. Это, в свою очередь, может позволить повысить учебную эффективность студентов. Этому могут способствовать различные методические материалы, обсуждение проблемы на научно-практических конференциях. Важна и дальнейшая работа над критериями и качествами, которые нужно развивать у студентов.

Ещё одним важным фактором является внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Это не только те технологии, которые при своем применение позволяют сберегать здоровье учащихся, а порой даже идти ему на пользу, но и различные педагогические приемы и методы, которые не несут вреда студентам. [4]

В учебных заведениях необходимо проводить анализ здоровья студентов. Проводить индивидуальные и групповые консультации-тренинги по нормализации состояния студентов для формирования здорового образа жизни.

Однако формирование здорового образа жизни у студентов зависит не только от “политики”, проводимой в этом отношении учебным заведением. Здоровый образ жизни включает в себя и несколько простых, но вместе с тем очень важных компонентов: правильный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, психоэмоциональное состояние и многие другие. [3]

  • Правильный режим труда и отдыха. Режим дня — это основа жизнедеятельности каждого человека, поэтому он должен быть индивидуальным, зависим от состояния здоровья, уровня работоспособности, интересов и предпочтений каждого. Это позволяет выработать правильный ритм организма, создать оптимальные условия для работы и отдыха. Все эти факторы позволяют укреплять здоровье любого человека. В качестве основных “столпов” режим труда и отдыха можно выделить: чередование работы и отдыха, нахождение на свежем воздухе, соблюдение гигиены сна, выделение под определенные виды деятельности строго определенное время.
  • Вредные привычки. Курение и излишние употребление алкогольных напитков являются основными и самыми распространенными вредными привычками среди молодежи (более распространённая — курение). Ученые доказали, что из-за курения снижается восприятие учебного материала. О вреде здоровью можно и не говорить. Курение очень часто является причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов, легких. Кроме того, курение вредит и здоровью окружаюших, делая их пассивными курильщиками. При частом употреблении алкоголя нарушается деятельность ЦНС, а также деятельность функций некоторых внутренних органов.
  • Достаточная двигательная активность. Сюда можно отнести необходимость регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
  • Правильное питание. Это рациональное питание с учетом различных факторов: пола, возраста, весовых характеристик и т.д. Прием пищи должен содержать в себе различный спектр продуктов, включающих в себя всё необходимое организму: углеводы, белки (40% растительного происхождения и 60% животного), жиры (животного происхождения от 60 до 80%, растительного от 20 до 40%), углеводы (простые от 20 до 40%, сложные от 60 до 80%), витамины, минеральные соли, макро- и микроэлементы. Тогда правильное питание обеспечит правильный рост, формирование организма, а также поддержание его в нормальном состоянии. Питание должно быть равномерным. Не стоит переедать или недоедать. Важно, чтобы из рациона были исключены подпорченные или же окончательно пропавшие продукты.
  • Закаливание. Это ещё один способ укрепить свое здоровье. В первую очередь, закаливание формирует устойчивость к различным температурам. Закаленный человек меньше подвержен простуде и иным заболеваниям. Помимо этого, оно оказывает общеукрепляющие действие на организм, увеличивает тонус нервной системы.
  • Психоэмоциональное состояние. Нужно уметь избегать частых стрессов, уходить от них. Этому может помочь, как и физическая разгрузка (например, йога), так и эмоциональная (например, различные тренинги).

Стоит отметить, что в основе любого здорового образа жизни лежат биологические (он должен быть возрастным, укрепляющим, ритмичным и т.д.) и социальные (должен быть волевым, моральным и т.д.) принципы. Именно соблюдение обоих групп принципов приводит к необходимому для человека результату. В нашем случае поддержанию здорового образа жизни.

Ещё одним важным моментом является соблюдение распорядка дня. Говоря о студентах, то психологи советуют устанавливать им распорядок дня, чтобы выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая суть в том, что в коре больших полушарий формируется последовательность действий (в частности возбуждения и торможения), которые необходимы для производительной деятельности. Нужно адаптировать свой распорядок дня под расписание учебного заведения и свои индивидуальные особенности организма.

Для формирования здорового образа жизни необходимо соблюдать следующий распорядок дня:

  • желательно соблюдать единое время, когда ты засыпаешь и просыпаешься;
  • по возможности заниматься сутра гимнастикой;
  • отрегулированный режим питания;
  • чередование физических и умственных нагрузок;
  • соблюдение элементарных правил гигиены;
  • необходимо стараться работать и спать только в помещениях, которые хорошо проветриваются. [5]

Подводя итог, хочется сказать, что формирование здорового образа жизни у студентов является важнейшей задачей для общества. Как было отмечено выше, необходимо пропагандировать и прививать студентам здоровый образ жизни. Мероприятия по поддержанию ЗОЖ следует внедрять в учебные занятия и программы.

Но главное, что стоит помнить — это то, что защита собственного здоровья, в первую очередь, задача нас самих. Поэтому необходимо с раннего детства заботиться о своем здоровье, а не перекладывать это на других.

Список литературы

  1. Барышникова Д.Н. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 29.05.2019)
  2. Иванова, С. Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Ю. Иванова. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2008. — 24 с.
  3. Морозов Михаил Основы здорового образа жизни — М.: ВЕГА, 2014.
  4. Семенченко В. В., Пономарева Е. В., Луценко Е. Ю. Формирование здорового образа жизни студентов ДонГАУ посредством занятий физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 61–65. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86912.htm. (дата обращения: 28.05.2019)
  5. Сысоева С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 28.05.2019)