Проблемы обновления команды

№106-1,

экономические науки

Команда в современных условиях деятельности организаций любого профиля является незаменимой составляющей. Обновление команды — это крайне ответственный процесс, требующий предельной внимательности со стороны руководителя. Команда является определяющим элементом деятельности любой компании, поскольку командная работа намного эффективнее работы отдельных сотрудников. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с обновлением команды.

Похожие материалы

В условиях современной экономики командный метод является наиболее эффективным в управлении организацией, что связано с необходимостью ее выживания в быстро меняющихся условиях рынка. [2] Возможность работать и, тем более, создавать эффективную команду в настоящий момент достаточно важное и, наверное, поэтому достаточно редкое качество, как для менеджеров, так и для подчиненных. Стремление создать команду — это сейчас и хорошая мода, и жизненная необходимость.

В современных рыночных условиях к проблемам команды относятся очень серьезно, но обращают внимание не на причину, а на следствие — потерю мотивации и отсутствие кадрового резерва. А причиной является индивидуальная стилистика управления, корпоративная культура и непоследовательная политика подбора персонала. [1]

Большую роль в создании команды играют ожидания участников и руководителей, условия для сотрудничества, личный пример и возможность руководителя разобраться во всем этом не в процессе работы, а до него. [4]

Что же собой представляет понятие «команда»?

Обычно команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками (что дает им возможность учиться друг у друга). Однако, несмотря на относительно малые размеры, при работе в команде могут складываться ситуации, в которых возникает необходимость ее обновления. Данный процесс является очень ответственным, так как требуется найти такую замену ушедшему звену в команде, которое сумеет не просто занять освободившееся место, но и сможет привнести что-то новое, интересное в совместную работу.

Чтобы правильно подобрать новых членов команды, необходимо определить, какими профессиональными и личными качествами они должны обладать. Большинство предприятий при найме основное внимание уделяют профессиональным качествам, забывая при этом о личностных характеристиках кандидата. Вы сможете привлечь достойных кандидатов и выбрать из них тех, которые на Ваш взгляд подходят больше всего при условии, если тщательно к этому подготовились. Однако Вы можете столкнуться с другой проблемой — несмотря на то, что в конкурсе участвовало много кандидатов, к сожалению, ни один из них не подошел. В таком случае Вам стоит еще раз ответить на следующие вопросы: [3]

  1. Какими личными качествами и квалификацией должен обязательно обладать кандидат?
  2. Какие качества желательны, но не обязательны?
  3. Какие профессиональные качества имеют для Вас первостепенное значение?

При этом, несмотря на относительную простоту своей структуры, формирование команды сопровождается рядом проблем, которые, в свою очередь, вызывают необходимость ее обновления. Наиболее часто это может происходить по следующим причинам:

  • Психологическая несовместимость — возможно возникновение ситуаций, когда между руководителем и кем-то из подчиненных складываются напряженные отношения. Данное обстоятельство обычно приводит к двум исходам — либо сотрудник не желает работать с таким руководителем и уходит по собственному желанию, либо руководитель просто исключает данного сотрудника из коллектива;
  • Постоянные споры в команде — споры крайне негативно влияют на психологический климат в коллективе. Порой можно наблюдать картину, как сотрудник не хочет работать в агрессивной трудовой среде и, как следствие, он принимает решение покинуть свое место. Однако важно помнить, что в конфликтной ситуации руководитель должен уметь брать на себя ответственность за решение проблемы. Конечно, это не означает, что он сам должен сделать все, чтобы решать возникающие проблемы. Но, в любом случае, действовать необходимо, так как тот, кто просто наблюдает и выжидает, сильно рискует. Незначительное напряжение, которое можно быстро уладить, может превратиться в большую проблему и стать причиной потери высококвалифицированных кадров, что, в свою очередь, приведет к необходимости поиска новых сотрудников;
  • Высокий уровень конкуренции, или принцип «А я лучше» — речь идет о таких сильных чувствах, как ревность и боязнь конкуренции. Данная проблема может обернуться двумя противоположно направленными результатами — либо между членами команды сформируется здоровая конкуренция, и они будут работать одинаково эффективно, либо один из них не выдержит конкурентную борьбу и просто покинет свое место в команде;
  • Возрастной фактор, сопровождающийся нередким противостоянием взглядов молодого и старшего поколений. Это, в следствии, приводит к конфликтам в работе команды, что сказывается на ее эффективности и качестве. Это, в свою очередь, наталкивает руководителя на мысль обновить команду, заменив традиционно мыслящего пожилого работника на более молодого, перспективного и прогрессивного;
  • Ослабление мотивации членов команды — каждый работодатель желает, чтобы у него работали заинтересованные сотрудники. Конечно, сотрудник с высокой мотивацией с удовольствием идет на работу, всем интересуется, охотно включается в работу. Он является важнейшим капиталом фирмы. Однако если условия работы или психологический климат ухудшается, то это негативно сказывается на всех. Как следствие, это приводит к убыткам и потере персонала, главным образом, сотрудников с высоким уровнем профессиональных знаний.

Практически любой коллектив постоянно испытывает потребность в персонале. Потребность в кадрах команда удовлетворяет в процессе их набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей.

Таким образом, командообразование является творческим процессом, требующим финансовых затрат для формирования команды и интеллектуальных усилий, необходимых для эффективного регулирования деятельности ее членов. Обязательно нужно помнить, что команда — это не просто группа людей, которая механически выполняет свои обязанности. Команда — это сплоченный коллектив с чувством взаимной ответственности за действия каждого, в котором члены отождествляют личные и групповые цели и интересы.

Список литературы

  1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие. М., 2004, 544 c.
  2. Лапшин В.Ю., Лапшина И.М. Приоритетные направления формирования социально-ориентированной модели рынка труда в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4. — с. 90-97.
  3. Петрова, Ю. А. Как создать команду единомышленников / Ю. А. Петрова, Е. Б. Спиридонова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 113 c.
  4. Джон Макферсон (John McPherson), Уильям Вулф (William Wolf), Мэтью Гатридж (Matthew Guthridge), Статья «Обновление кадров», номер 20 / Опубликована в The McKinsey Quarterly // 2008.