Конфликты в профессиональной среде

№106-1,

экономические науки

В статье отражена значимость конфликтов в процессе трудовой деятельности, их влияние на трудовой коллектив. Рассматривается почему возникают конфликты, к чему они могут привести, где проявляются. Перечисляются причины, лежащие в основе конфликтных ситуаций.

Похожие материалы

Каждому человеку приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между людьми, возникая в различных видах деятельности всех социальных взаимоотношений и играя значительную роль в жизни каждого человека.

Работающие на предприятиях люди отличаются между собой, по-разному отражая действительность в силу своих индивидуальных особенностей. Разное восприятие, зачастую, приводит к разногласию в решении спорных вопросов, вызывая противоречие интересов, и, как следствие, приводя к конфликту. В основном противоречия возникают вне желания их участников, что происходит из-за отсутствия представления о конфликтах и поверхностном взгляде на них.

На предприятиях конфликт может иметь как конструктивный, так и деструктивный характер, во многом завися от того, насколько умело им управляют руководители. Незначительные конфликты, в основном, остаются незамеченными и не находят пути решения, имея низкий побудительный мотив для участников, что приводит к неразрешенной проблеме и негативным последствиям. [2]

Конструктивная сторона конфликта сопровождается активным обменом информацией, желанием друг друга понять, согласованием различных точек зрения, приводя к компромиссному решению, основанному на творческом и инновационном подходе к решению проблемы.

Люди руководящего звена не всегда видят наличие разногласий и проблем, часто реагируют неправильно, не видя сути, принимая поверхностные решения, приводящие к усилению напряженности в коллективе, возникновению различных слухов, а также ослаблению дисциплины, вплоть до возникновения забастовок.

Производственный конфликт, в зависимости от его значимости, может втягивать множество лиц, вплоть до руководителей организаций.

Для своевременного выявления в коллективе тенденций, которые могут привести к возникновению и дальнейшему развитию конфликта, современный управленец должен четко осознавать причины, лежащие в основе конфликтной ситуации для быстрого ее предотвращения. Наиболее часто он связан с рабочими процессами, недостаточно продуманной организацией управления, нечеткой структурой социального взаимодействия, психологическими и личностными качествами людей.

Причины, из-за которых возникают конфликты:

1. Личностные причины:

  • несовместимость в целях;
  • различные ожидания;
  • разные потребности;
  • разные представления и ценности.

2. Социально-психологические причины:

  • потеря и искаженность информации в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • непонимание собеседниками того, что разные позиции могут быть вызваны не различными взглядами, а другим подходом к проблеме и способом ее решения;
  • напряженность межличностных отношений, стремление к внутригрупповому лидерству или предпочтение членов своей группы членам других групп;
  • чрезмерная конкурентность во взаимодействии с другими людьми и группами;
  • авторитарное стремление к власти.

3. Объективные причины:

  • столкновение интересов личностей в естественной среде в процессе их жизнедеятельности;
  • слабая разработанность нормативно-правовых процедур для разрешения возникших противоречий в процессе взаимодействия людей;
  • недостаток значимых ресурсов (материальных, духовных и т.д.) для нормальной деятельности людей;
  • быстрые, радикальные перемены, охватывающие большой масштаб, связанные с материальной неустроенностью.

4. Организационно-управленческие причины конфликта связаны с созданием, развитием и работой организации, коллективов и их групп. [1]

Управление конфликтами требует высокой компетентности руководителя в выявлении тенденций конфликтной ситуации, умении правильно диагностировать, видеть способы его решения, решать конфликт в кратчайшие сроки с наименьшими потерями для всех сторон.

Универсальных способов решения конфликта нет, и для его урегулирования наиболее перспективным является полное изучение ситуации, учитывая тонкости и моменты, присущие именно произошедшему конфликту.

Список литературы

  1. Леонов Н.И. «Конфликты и конфликтное поведение» / Питер, 2005 г.
  2. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — Изд. 2-е., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 302 с.