Психокоррекция детей с синдромом Каннера

№106-1,

психологические науки

В середине 2000 годов стали рождаться дети с аутизмом. Сам аутизмом до конца ещё не изучен. Довольно часто его путают с шизофренией. В сою очередь аутизм делиться на синдром Каннера и синдром Аспергера. Если детей с синдромом Аспергера можно обучать в коррекционных школах, то при синдроме Каннера дети считаются не обучаемыми. При данном виде диагноза имеются ещё и другие психофизические нарушения.

Похожие материалы

«Синдром РДА» впервые был описан Л. Каннером в 1943 году.

РДА (ранний детский аутизм) — это аномалия психического развития, которая в свою очередь состоит главным образом в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира.

Аутизм как экстремальное одиночество ребёнка, формирующее нарушение его социального развития вне зависимости от уровня интеллектуального развития. Уровень интеллекта при аутизме может наблюдаться от 33 до 148.

Стремление к постоянству, проявляется как стереотипное занятие (игра с бумагой, сосание пальцев и т.д), соответственное пристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем.

При синдроме Каннера характерна задержка речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребёнка. Здесь может присутствовать такие заболевания как ДЦП, нейросенсорная тугоухость (глухота), ретинопатия(слепота), сахарный диабет, сколиоз, плоскостопие и другие соматические заболевания.

Как правило дети с синдромом Каннера бывают не обучаемыми.

Раннее проявление аутизма начинается до 2,5 лет. Детский аутизм чаще бывает у мальчиков чем у девочек в пропорции 4:1, несмотря на тяжесть нарушений психического развития.

Рассмотрим некоторые из основных причин развития данного заболевания.

Причинами развития РДА, могут послужить:

  • употребления алкоголя родителями;
  • 2 эндогенные заболевания родителей;
  • употребление наркотиков и ЛСД родителями;
  • перенесение венерических и пар венерических болезней у родителей до зачатия ребёнка;
  • перенесение различных вирусных и инфекционный болезней во время беременности.

Актуальность. В последнее время больше стало уделять внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Проблема РДА до конца не изучена, что затрудняет процессы обучении и социализации детей с данным видом заболевания. При этом очень часто аутизм путают с шизофренией, а некоторые специалисты считают, что аутизм это и есть шизофрения. Не правильно поставленный диагноз приводит к тому, что затрудняет лечение и коррекцию у ребёнка. Поэтому изучение эффективности различных методов психокоррекционной работы с указанным контингентом детей может способствовать социальной адаптации ребёнка с РДА.

Коррекционная работа с аутичным ребёнком должна проводиться комплексно, группой специалистов: неврологом, психиатром, психологом, дефектологом и педагогом.

Даже в самых тяжёлых случаях при создании адекватных условий обучения ребёнка, возможно. Ребёнок может освоить ранее недоступные для него способы коммуникации с другими людьми, а также стать более адаптированным в быту и овладеть отдельными учебными приёмами.

Работа с аутичными детьми требует большого терпения, как от родителей, так и от педагогов. На отработку одного навыка может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком — то этапе развития ребёнка не будет утерян.

Взаимодействие с аутичным ребёнком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребёнка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно из них может оказаться приоритетным.

На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, а в дальнейшем нужно включать ребёнка в состав небольших групп, примерно 2- 3 человека. Желательно чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение ребёнка дома. На всех этапах работы необходимо установление доверительных отношений между ребёнком и педагогом. Если на начальном этапе не сложились доверительных отношений, то рекомендуется перенести занятия на несколько дней, чтобы ребёнок привык к педагогу и реалибетационному центру.

Начинать работу с ребёнком РДА мы должны «изнутри» его насыщая его, как правило, эмоциональным сопереживанием, таким образом, связывая их с бытовыми стереотипами, в уютном и приятными сенсорными деталями. Таким образом поддерживать у них выполнению соответствующе организованным пространством и расписанием.

И уже внутри него мы будем стараться давать ребёнку возможность варианта программы, стимулируем его выбор «Я хороший, потому, что следую правилу», а это должно быть незыблемо для такого ребёнка.

Соответственно для него постепенно должна возрасти и конкретизироваться его собственная роль, которая включает и социальные формы (ученика, помощника) и собственную индивидуальную характерность. В свою очередь это даст ему большую свободу в отношениях с миром, большую гибкость во взаимодействии с обстоятельствами. Если ребёнку доставляет удовольствие то, что он делает с нашей помощью и происходит улучшение его самочувствия, а также развиваются его контакты с миром, а это лишь свидетельствует о правильности наши действий.

В игре с таким ребёнком мы сами можем задавать сюжет у нас нет необходимости особенно умело подстраиваться под его стереотипную фантазию. Как правило, такие дети очень пассивны. Активность ребёнка включиться в игру возрастает постепенно по мере простаивания его роли в игре, насыщая её деталями, поворотами сюжета, в ней он должен

При проведении коррекции используются следующее методики: арт-терапия, холдинг терапия, психогимнастика, музыкальная и танцевальная терапия, эмоциональная терапия за счёт праздников. Телесно-ориентированная терапии (массаж) им противопоказан, если делают, то только на пальцы рук. Работа в сенсорной комнате таким детям тоже противопоказана. Если только «сухой бассейн», но свет в комнате не рекомендуется гасить.

Арт- терапия — терапия самовыражением-в результате изменяется эмоциональный фон, снижаются страхи, агрессия. Происходит улучшение различных видов внимания, памяти, развивается моторика, а также обогащается внутренний мир ребёнка.

Психогимнастика — это специальная область психодрамы. Психогимнастика состоит из нескольких фаз: снятие напряжения с помощью ходьбы, бега, пантомимики. Групповые занятия, такие как «прыжки в мешках», бег с мячом. При проведение данного вида коррекции улучшается общий фон, снимается мышечное напряжение, происходит развитие общей моторики, начинает проявляться эмоциональное обогащение.

Холдинг терапия — обозначает держать, удерживать. Матери аутичного ребёнка очень сложно установить с ним телесное взаимодействие, так как ребёнок не смотреть в глаза, не принимает позу готовности при взятие его на руки, не улыбается в ответ на улыбку. Во время холдинг-терапии происходит разработка новых форм, эмоционального контакта, провоцирующих ребёнка на подражание, развивающих его способность к сопереживанию, и эмоциональному осмыслению всех событий жизни. Аффективные высказывания и короткие высказывания появляются через 3 -15 занятий. Продолжительность по времени от 5 минут на начальном этапе до 1.5 часов в день.

Музыкальная терапия — совместные занятия педагогов и детей, совместная игра на музыкальных инструментах (погремушки, ложки, трещотки). Музыка улучшает настроение, повышает уровень коммуникативных способностей ребёнка, а во время проведения оркестра дети учатся слушать и ждать друг друга.

Танцевальная терапия — танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.

Цели занятий: сформировать положительную эмоциональную установку ребёнка по отношению к занятиям. Зафиксировать время и место занятий, что служит основой стереотипа учебного поведения, постоянно закреплять определённую последовательность действий и подготовки к занятию.

Занятия могут продолжать от 5 до 20 минут. В конце занятий обязательно нужно похвалить ребёнка. Во время занятий нужно постоянно комментировать, что мы делаем. С некоторыми детьми занятия проходят «рука в руку» из-за их неспособности удержать предмет.

У детей с 7 до 11 лет Психокоррекция даёт лучшие результаты из-за большого потенциала ранее не использовавшихся ресурсов головного мозга и психики ребёнка, тогда как с 12 до 15 лет у детей уже сложились определённые стереотипы поведения, а после 16 лет может вообще не помочь (в зависимости от диагноза).

Список литературы

  1. Смирнова А.В. Психокоррекция аутичных детей 7-15 лет, признанных необучаемыми. Уфа 2009г. Мир печати.