Анализ эффективности управления региональными финансами

NovaInfo 130
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 17
CC BY-NC, УДК 332.1, ББК 65.04, ГРНТИ 06.61

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к определению региональных финансов как экономической категории. На примере региональных программ развития рассматриваются ключевые показатели оценки эффективности расходования бюджетных средств и управления финансовыми ресурсами.

Ключевые слова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ, РЕГИОН, ФИНАНСЫ

Текст научной работы

На сегодняшний день управление региональными финансами представляет собой особенно важный процесс, от характера которого зависит уровень эффективности функционирования государственной экономической системы в целом. Развитие территории и формирование сбалансированной внутренней системы разделения труда с опорой на выявление специфики хозяйственной системы субъекта Российской Федерации определяют не только благосостояние граждан, проживающих на той или иной территории, но и прямо влияют на конкурентоспособность национальной экономики. В этой связи тема настоящей статьи является особенно актуальной.

Исследованиями в рамках данного направления занимались такие ученые, как М.А. Арсингиреева [1], С.А. Арыков [2], Э.А. Исаев [3], А.В. Кизеев [4] и другие [5-7], однако методологические и теоретические особенности регулирования данной сферы стремительно меняются, что приводит к быстрой утрате актуальности имеющихся данных. Кроме того, трансформируются формальные и неформальные социально-экономические институты, что сказывается на поведенческих особенностях их акторов.

Региональные финансы, согласно наиболее общему определению, представляют собой совокупность социально-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения государственных финансов на развитие территорий. В более узком смысле под региональными финансами понимается консолидированный бюджет субъекта России. Представленные определения не являются взаимоисключающими, поскольку второе является частным случаем первого.

Вопросами, сопряженными с осуществлением бюджетного процесса, на территории региона занимаются органы исполнительной власти. Контроль эффективности использования региональных финансов осуществляется, как правило, контрольно-счетными органами субъекта страны. Согласно общепринятой классификации, в составе региональной финансовой системы выделяют три основные подсистемы:

  • государственная подсистема;
  • муниципальная подсистема;
  • подсистема физических и юридических лиц.

Управление региональными финансами представляет собой, с одной стороны, комплексный процесс, в котором так или иначе задействуются усилия всех органов власти и местного самоуправления на территории отдельно взятого региона. С другой стороны, управление региональными финансами есть явление, которое может быть рассмотрено как система отношений, складывающихся по поводу управления финансовыми ресурсами, включая их распределение и перераспределение, контроль за исполнением бюджетов и многое другое.

В настоящее время в Российской Федерации активно применяется программное финансирование, которое заключается в формировании государственных программ развития, общих для всех или определенной совокупности субъектов страны. В свою очередь, региона и входящие в их состав муниципальные образования могут самостоятельно разрабатывать индивидуальные программы развития с опорой на имеющиеся потребности. Формирование программ развития позволяет добиваться большей прозрачности расходования бюджетных средств.

Программы развития, финансовые ресурсы, направляемые на их реализацию и отношения, возникающие по этому поводу, являются обширной частью системы региональных финансов. В этой связи целесообразно рассмотреть показатели эффективности реализации программ (которая в контексте данного исследования представляется тождественной качеству управления финансовыми ресурсами). Таковые представлены на рисунке 1.

Показатели оценки эффективности реализации программ развития на уровне регионов. Источник: составлено автором по материалам [5]
Рисунок 1. Показатели оценки эффективности реализации программ развития на уровне регионов. Источник: составлено автором по материалам [5]

Таким образом, существует множество объективных показателей (индикаторов), которые позволяют оценить степень эффективности реализации той или иной программы на территории региона. В этой связи программное финансирование следует назвать одним из наиболее современных и транспарентных способов управления региональными финансами.

На сегодняшний день принято выделять 3 основных этапа проведения оценки эффективности реализуемого проекта:

  1. Предварительная оценка — предполагает установление степени целесообразности реализации программы, а также возможности ее осуществления;
  2. Текущая оценка (мониторинг) — применяется непосредственно в ходе реализации программы, позволяет вносить изменения в данный процесс с опорой на промежуточные результаты реализации;
  3. Итоговая (ретроспективная) оценка — проводится по завершении реализации программы с целью соотнесения фактических результатов — с плановыми и принятия решения о завершении либо продлении программного цикла.

Сочетание инструментов предварительной, текущей и ретроспективной оценки эффективности реализации целевых программ позволит выявить имеющиеся недостатки и основные направления совершенствования процесса бюджетного планирования расходов на реализацию социально-значимых мероприятий.

Читайте также

Список литературы

  1. Арсингиреева, М. А. Актуальные проблемы системы региональных финансов в РФ / М. А. Арсингиреева, К. Д. Гулян, М. В. Флоринская // Академическая публицистика. — 2019. — № 5. — С. 158-161.
  2. Арыков, С. А. Учет расходов на приобретение программных продуктов, осуществленных за счет средств целевого финансирования / С. А. Арыков, Е. Н. Королева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2015. — № 8(368). — С. 10-13.
  3. Исаев, Э. А. Модернизация региональных финансов / Э. А. Исаев // Финансы и кредит. — 2010. — № 14(398). — С. 13-21.
  4. Кизеев, А. В. Региональные финансы как источник финансирования региональных инвестиционных программ / А. В. Кизеев // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. — 2010. — № 2(4). — С. 38-46.
  5. Киселева, И. М. Программное финансирование как методологический подход к управлению финансами муниципальных образований / И. М. Киселева, А. М. Кабешева, Н. А. Квашнина // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. — 2019. — № 13. — С. 42-46.
  6. Рамазанов, С. А. Система рейтингования качества управления региональными и муниципальными финансами в рамках бюджетной политики и межбюджетных отношений / С. А. Рамазанов, В. А. Одиноков // Финансы и кредит. — 2013. — № 10(538). — С. 67-73.
  7. Свердан, М. М. Экономическая политика государства в создании эффективной модели региональных финансов / М. М. Свердан // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. — 2011. — № 1. — С. 134-139.
  8. Сидорова, Е. Е. Основы анализа эффективности системы управления предприятием: учебное пособие / Е. Е. Сидорова; Е. Е. Сидорова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. технический ун-т. — Волгоград : ВолгГТУ, 2008. — 71 с.
  9. Мотивационный механизм эффективного управления ресурсами в условиях экономической нестабильности / С. П. Сазонов, Г. В. Федотова, Е. Е. Харламова [и др.]. — Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2015. — 240 с.

Цитировать

Шелковникова, Д.В. Анализ эффективности управления региональными финансами / Д.В. Шелковникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 130. — URL: https://novainfo.ru/article/18939 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться