Правовая природа санкций в современном российском праве

№109-1,

юридические науки

В статье рассматривается проблема юридических санкций, существующих в современном российском праве, выясняются основные признаки санкций как элемента нормы права.

Похожие материалы

Актуальность темы

Категория правовой природы является одной из основных в правовых исследованиях академического и прикладного характера. Раскрытие правовой природы того или иного явления позволяет более полно и всесторонне понять его сущность и значение для регулирования правоотношений. В силу этого правовая природа санкций в современном российском праве представляет самостоятельную научную проблему, сохраняющую актуальность до настоящего времени.

Исследованию вопросов, связанных с правовой природой санкций в современном российском праве, посвящены работы целого ряда российских учёных-юристов: С.С. Алексеева, В.Д. Ардашкина, Б.Т. Базылева, М.И. Байтина, С.А. Голунского, М.С. Строговича, П.Е. Недбайло, О.Э. Лейста, Н.П. Томашевского и др.

статьи состоит в попытке комплексного исследования разных сторон правовой природы санкций, существующих и применяемых в современном российском праве.">

Объект исследования представляет правовая природа как самостоятельное явление правовой реальности.

Предметом исследования является санкция юридической нормы, обладающая собственной правовой природой.

Существование и практическое применение санкций в современном российском праве, с нашей точки зрения обусловлено политическими, социальными и экономическими процессами, на которых базируются отношения, регулируемые правом. При этом в современном российском обществе продолжается трансформация практически всех сфер социальной жизни, осуществляются реформаторские процессы, затрагивающие и область правового регулирования. Системные изменения в определённой степени включают в себя конфликтную составляющую. Это заставляет преодолевать имеющиеся противоречия правовыми средствами, с помощью судебных механизмов и процедур.

Анализируя понятие юридической коллизии, Ю.В. Сорокин приходит к справедливому на наш взгляд, выводу, что в существующих в современном российском праве санкциях нашли выражение фундаментальные общечеловеческие ценности и нравственные ориентиры. Основная цель санкции, по мнению упомянутого автора, состоит в наказании нарушителя правовой нормы посредством применения на основании судебного решения государственного принуждения [6; С. 52]. Реализация принудительных мер позволяет продемонстрировать всем участникам правоотношений недопустимость нарушения правовых норм.

На этом основании можно заключить, что в санкциях юридических норм содержится описание наиболее общих последствий нарушения предписаний, выраженных в нормах права. Такими последствиями могут быть как наказание нарушителя в виде неблагоприятных последствий личного и имущественного характера, воздействия посредством штрафов, так и применение государственных охранительных мер. В сфере уголовного и административного права наиболее часто применяются меры личного характера, а также штрафные санкции. Мы можем говорить, что целый ряд отраслей современного российского права воспринял данный подход. Так, штрафные (карательные) санкции применяются в областях правового регулирования финансового, бюджетного, налогового, экологического права. Такой подход во многом закономерен. Можно предположить, что нарушители финансовых норм на протяжении определённого времени пользуются неправомерно полученными денежными средствами или выгодами от того или иного имущества. Следовательно, сочетание двух видов государственного воздействия — возвращения денежных средств и имущества и возложение на нарушителя штрафной ответственности позволяет достичь общественной справедливости и лишить нарушителя незаконных преимуществ.

Иной подход сформировался в сфере цивилистики и регулирования брачно-семейных отношений. Здесь применяется возвращение стороной неправомерной сделки всего объёма полученного имущества, а также реституция. Данный вид воздействия представляет возвращение не только имущества и денежных средств, но и всех незаконно приобретённых благ. При этом двусторонняя реституция в гражданском праве не всегда рассматривается исследователями как один из видов санкций, например, С.С. Желонкин предлагает считать её формой восстановления нарушенного права [3; С. 35] С. 51. Мы полагаем, что полностью с таким мнением согласиться нельзя, поскольку одной из целей применения санкций в современном российском праве является не просто восстановление нарушенных прав, но и восстановление справедливости. При этом категория справедливости является неотъемлемым атрибутом правового регулирования. Существует связь этимологии слов «право» и «справедливость». С юридической точки зрения справедливость рассматривается как эквивалентность воздаяния совершённому противоправному деянию. При этом, очевидно, что воздаянием может являться только воздействие, осуществляемое в рамках санкции, установленной в норме права. Это даёт возможность связать место и роль норм права в общественной жизни с их справедливостью. Принцип справедливости права традиционно рассматривается как одно из важнейших характерных черт правового регулирования [2; С. 26]. Всё это подводит нас к мысли, что санкции, применяемые в праве, выражают главный идеал правового регулирования общественных отношений.

Возвращаясь к вопросу о сущности санкций в гражданско-правовой сфере, отметим, что особым видом реституции в гражданском праве является restitutio in integrum, под которым понимается полное восстановление состояния, существовавшего до совершения гражданско-правового деликта.

Ещё одной правовой категорией, важной для правильного понимания юридической природы санкций в современном российском праве, на наш взгляд, является понятие юридической ответственности.

В юридической науке к настоящему времени сформировалась целостная теория юридической ответственности, которая представляет самостоятельный раздел общей теории права и государства. Вместе с тем, в действующем российском законодательстве отсутствует нормативно закреплённое понятие юридической ответственности. Следовательно, мы имеем возможность анализировать только доктринальную формулировку данной правовой категории. Ключевым аспектом привлечения к юридической ответственности является возможность применения принуждения со стороны государства. При этом такое принуждение имеет целью обеспечить исполнение требований, предписаний, велений права, воплощённых в конкретных правовых нормах. В литературе распространено мнение, высказываемое, в частности, М.Ю. Тихомировым, что юридическая ответственность представляет собой определённое правоотношение, у которого есть стороны, наделённые правами и обязанностями. Так, одна из сторон подобного правоотношения наделена правом требовать исполнения определённых установлений, а другая несёт обязанность их исполнять [8; С. 505].

Отмеченная позиция не всегда находит полное понимание у учёных-юристов. Так, П.П. Серков, анализируя взгляды на юридическую ответственность, существовавшие в российской и советской правовой науке на протяжении нескольких десятков лет, подвергает сомнению тезис о том, что юридическая ответственность может рассматриваться как правоотношение и являет форму государственного принуждения. Вместе с тем, в работе П.П. Серкова делается вывод, что юридическая ответственность представляет собой реакцию общества и государства на совершённое нарушение норм права [5; С. 44].

Учитывая такую точку зрения, по нашему мнению, можно поставить вопрос о мере проявления официальной и общественной реакции на правонарушение и её конкретном выражении. При этом конкретный характер, с нашей точки зрения, предполагает нормативное выражение, закрепление в виде того элемента нормы права, который устанавливает юридические последствия нарушения правовой нормы.

Сказанное позволяет говорить о том, что санкцию правовой нормы можно рассматривать как зафиксированную на законодательном уровне в строго определённой норме права меру реакции со стороны государства, представляющего интересы общества, на нарушение юридических предписаний. Данный подход к определению санкции, по нашему мнению, отражает восприятие современной российской наукой и практикой неоклассичсекой правовой доктрины.

В этом, на наш взгляд, находит выражение юридическая природа санкций, зафиксированных в нормах действующего российского права.

В силу своей юридической природы санкция позволяет установить точную меру ответственности лица, виновного в совершении правонарушения и дать государственному правоприменительному органу чёткое указание о видах, формах и размере наказания за совершённое противоправное деяние.

Отметим, что в ряде зарубежных стран, например, во Франции, сравнительно большое влияние имеет так называемая доктрина новой социальной защиты. В соответствии с ней санкция нормы права рассматривается как средство деликатного воздействия на личность правонарушителя с тем, чтобы он осознал степень причинённого им общественного вреда, раскаялся, вступил на путь исправления и предпринял конкретные меры к возмещению причинённого ущерба [7; С. 43].

Происходящие в обществе нарушения юридических норм представляют собой события, влекущие определённые юридические последствия, то есть, юридические факты. Санкция правовой нормы, устанавливая последствия нарушения государственных правовых предписаний, обладает связью с категорией юридических фактов. Из этого следует особая важность санкций правовых норм, поскольку они выражают связь меры установленного правового воздействия и деяния (действия или бездействия), которым является всякое правонарушение. Иными словами в данной связи также находит выражение юридическая природа санкций в современном российском праве.

Таким образом, правовая природа санкций в современном российском праве имеет многогранный характер. Санкции отражают существующую в праве идею справедливости, которая представляет одну из важнейших моральных ценностей. Кроме того, санкции являются мерой, позволяющей оценить степень воздаяния, причинённого неправомерными действиями общественным отношениям. Санкция, как элемент правовой нормы связывает юридический факт и его правовые последствия.

Сказанное позволяет сделать попытку выяснить признаки, которыми обладают санкции юридических норм:

  • закрепление в текстах нормативно-правовых актов санкций и их применение судебными инстанциями и государственными органами охраны правопорядка и уголовно-исполнительной системы осуществляется в полном соответствии с общими принципами действующего российского права. Это верховенство права, законность, гуманизм, демократизм, равенство всех субъектов перед законом, взаимная ответственность индивида и государства, возможность привлечения к ответственности только при условии существования вины;
  • правовой характер санкций;
  • единообразный характер применения санкций в отраслях действующего российского права;
  • обязательное наличие в санкции чёткого указания характера, объёма и правовых пределов применяемого государственного принуждения;
  • наличие регламентированной на законодательном уровне процедуры разработки и формулирования санкций как части норм права;
  • санкции применяются в виде определённых законом мер государственно-принудительного воздействия;
  • применение санкций входит в число задач конкретных государственных органов Российской Федерации и принадлежит к числу их полномочий и прерогатив. Привлечение лица к юридической ответственности возможно только с применением установленных процедур (для специальных субъектов установлены особые процедурные правила привлечения к ответственности). Назначение конкретного вида наказания возможно только на основании вступившего в силу решения суда. Исполнение судебных решений осуществляется только специально уполномоченными органами, в противном случае представляет произвол;
  • санкции предусматривают наступление для субъектов, нарушивших предписания норм права, ряда негативных последствий личного или имущественного характера;
  • санкции являются следствием, как правило, виновного деяния, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность;
  • санкции в качестве целей имеют восстановление в обществе справедливости, восстановление нарушенных прав и законных интересов, воспитательно-психологическое воздействие на правонарушителей и всех участников правоотношений, направленное на недопущение впредь нарушения правовых предписаний.

Таким образом, выделенные нами признаки санкций норм современного российского права отражают и раскрывают их правовую природу.

Применение санкций в правоприменительной деятельности государственных органов Российской Федерации возможно в случае наличия определённых условий. К ним относятся:

  • вина субъекта-правонарушителя, которая является особым психическим отношением лица к своему деянию (действию или бездействию). Поскольку вина отражает внутреннее состояние лица, её можно отнести к субъективным условиям применения санкций. Вместе с тем, вина и её степень в конкретном правонарушении в обязательном порядке подлежит доказыванию в суде;
  • в цивилистике важным субъективным условием применения санкций часто называют недобросовестные действия субъектов гражданско-правовых отношений [9; С.12];
  • к числу объективных условий применения санкций, на наш взгляд следует отнести наличие вреда, причиняемого правонарушением сложившимся в обществе и охраняемым правом отношениям, жизни и здоровью лиц, имуществу физических и юридических лиц, их чести, достоинству и деловой репутации, правам и законным интересам;
  • объективным, по нашему мнению, также является условие неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, которое привело к причинению вреда или ухудшению положения пострадавшего от правонарушения или деликта.

Интересным, на наш взгляд, является вопрос об условиях неприменения правовых санкций. Он тесно связан с проблемой отсутствия оснований юридической ответственности. Так, правовые санкции не могут быть применены в случае действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), в случае, если лицо, совершившее уголовно-наказуемое деяние, в момент его совершения не могло руководить и отдавать отчёт своим действиям, в случае необходимой обороны или совершения деликтных действий для предотвращения большего вреда. Названные обстоятельства указываются в качестве освобождающих от юридической ответственности в Кодексах Российской Федерации. Вопрос об освобождении от несения ответственности, от исполнения наказания решается судом на основании исследования доказательств.

Так, например, доказательством отсутствия вины экипажа морского судна в случае гибели или случайного повреждения груза является морской протест поданный консулом или нотариусом на основании записей в судовом журнале, представленным капитаном морского судна. Морской протест принимается страховыми компаниями и учитывается судами при рассмотрении спорных ситуаций. Порядок подачи морского протеста регулируется ст. 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Уголовное законодательство Российской Федерации исходит из идеи, что применение санкций следует рассматривать как нецелесообразное, если в силу тех или иных обстоятельств лицо, обвиняемое в совершении преступления, перестало представлять угрозу для общества или же утрата общественной опасности стала следствием негативного изменения состояния здоровья [4; С. 48].

В случае решения вопросов, касающихся лиц, имеющих процессуальный статус подозреваемого и обвиняемого, суть которых состоит в выяснении вменяемости на момент совершения преступления, возможности принимать участие в процессуальных действиях, связанных с производством дела, способности отбывать уголовное наказание, суд принимает во внимание решение судебно-психиатрической экспертизы [1; С. 26]. Такой подход, с нашей точки зрения, означает воплощение принципа гуманизма в процессе применения уголовно-правовых санкций.

Выводы

Таким образом, изучение вопроса о правовой природе санкций в современном российском праве позволяет сделать следующие выводы. Понимание правовой природы изучаемого явления позволяет уточнить его сущность и содержание. Санкции обладает многогранной правовой природой, обладающей несколькими важными аспектами. Санкции как элемент юридической нормы отражают справедливость права, связывают воедино юридический факт правонарушения и его последствий, дают возможность точного определения меры государственного воздействия в случае нарушения существующих норм права. На основе установления правовой природы юридических санкций можно выявить их наиболее существенные черты, признаки, условия применения и воздержания от использования санкций при осуществлении государственной правовой политики.

Список литературы

  1. Арабули Д.Т. Гарантии прав подозреваемого и обвиняемого при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы. / Д.Т. Арабули [Текст]. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2008. — № 3. — С. 24-29.
  2. Воробьёв А.С. Соотношение справедливости и права. / А.С. Воробьёв [Текст]. // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 11 (84). — С. 23-28.
  3. Желонкин С.С. К вопросу о правовой природе двусторонней реституции, как общем последствии недействительности сделок. / С.С. Желонкин [Текст]. // Современная наука. — 2010. — № 1. — С. 33-38.
  4. Иванцова Н.В., Кабанова В.Г. Освобождение от наказания в уголовном праве. / Н.В. Иванцова, В.Г. Кабанова [Текст]. // Марийский юридический вестник. — 2017. — № 1 (20). — С. 48-50.
  5. Серков П.П. О понятии юридической ответственности. / П.П. Серков [Текст]. // Журнал российского права. — 2010. — № 8 (164). — С. 42-49.
  6. Сорокин Ю.В. Правовая природа и сущность понятия «Юридическая коллизия». / Ю.В. Сорокин [Текст]. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2013. — № 3. — С. 51-55.
  7. Стромов В.Ю. Система наказаний в законодательстве зарубежных государств в контексте эффективности предупредительного воздействия. / В.Ю. Стромов [Текст]. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. — 2016. — Т. 2, — Вып. 3 (7). — С. 39-47.
  8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров [Текст]. — М.:Юринформцентр, 1997. — 526 с.
  9. Чукреев А.А. Субъективные условия применения санкций гражданского законодательства о предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Тюмень, 2003. — 26 с.