Музыкальное воспитание как один из компонентов в становлении гармоничной личности детей в педагогических взглядах В. А. Сухомлинского

№110-1,

педагогические науки

В данной статье целью исследования является способствование к формированию у детей нравственно -эстетических и духовных ценностей, взглядов, убеждений при помощи музыкального искусства. В организации общения на уроке важно чувствовать , когда можно и нужно говорить, а когда — нет, когда “говорить” будет сама музыка. Благодаря творческим музыкальным заданиям можно развивать у детей умственную активность, поисковую деятельность.

Похожие материалы

В Российской историографии наблюдались различные социально-политические потрясения, которые нашли отражение в разных сферах жизни общества — экономике, здравоохранении, образовании, культуре, воспитании. На фоне изменения моральных ценностей , которые были неотъемлемой частью жизни человека , и переход к ценностям материальным человечество понемногу перестает терять свое нравственное и духовное предназначение. Это коснулось и процесса воспитания. Главной целью воспитания становится процесс формирования новых эстетически-нравственных ценностей. В конце 60-х. годов XX века советским педагогом- новатором В.А. Сухомлинским была выдвинута совершенно новая идея нравственного воспитания школьников через музыку. А.Сухомлинский писал: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

Действительно, музыка способна на многое: она эмоционально воздействует на человека , пробуждает в нем добрые чувства и желание двигаться дальше. Идеи В.Сухомлинского как педагога-новатора уникальны тем, что он попытался заставить детей увидеть мир с совершенно другой позиции- добра, красоты, справедливости, чести ,несмотря на тоталитарный режим Советской системы.В идеях гуманной педагогики Василия Александровича отражена система воспитания, в которой личность ученика признается как самая высокая ценность,способная тонко чувствовать и воспринимать окружающую действительность по-своему. Для того, чтобы раскрыть подобные переживания народный педагог приобщал детей к прослушиванию музыкальных произведений, где дети смогли испытывали совершенно двоякие чувства .С одной стороны, музыка заставляла пробуждать в их сознании самые светлые воспоминания , с другой , показывала всю жестокость этого мира.

Музыка — это язык звуков и интонаций, отличающиеся особенностью восприятия. Известно, что определенные музыкальные композиции способны воспитать вкус и повлиять на наш круг общения. Действительно, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания, которые хотел донести композитор. Под ее вляением создается собственно творческое воображение, а через него меняется отношение к жизни в целом.

Музыка — это источник вдохновения, хороший воспитатель и верный друг на всю жизнь. Она оказывает влияние на развитие механизмов обучения, памяти, психики, эмоций, интеллекта, языка ребенка. Именно музыка может вызывать у ребенка как положительные, так и отрицательные эмоции. Впервые знакомясь с музыкальными произведениями, ученик получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает эмоциональный отклик, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации,новые идеи, взгляды, убеждения. Кроме того, музыка объединяет детей, выступает как средство общения между ними.

Музыкальное искусство действительно, сильно воздействует на человека. Уже в первые годы его жизни она играет существенную роль в развитии культурного багажа человека. Музыка — самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она заставляет посмотреть на произведения живописи, литературы совершенно с другой стороны, понять их содержание, развить эстетическое чувство. Ведь образы искусства способны вызывать резонанс в душе ребенка, сформировать представления о добре, красоте, духовных и нравственных ценностях. Но самое главное нужно понять, как именно нужно применить музыку в образовательном процессе ?

В организации общения на уроке важно чувствовать , когда можно и нужно говорить, а когда- нет, когда “говорить” будет сама музыка. Благодаря творческим музыкальным заданиям можно развивать у детей умственную активность, поисковую деятельность.

Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к развитию творческих способностей ребенка, его личностных качеств. Ведь это так важно пробудить интерес к познанию в детстве , где музыка будет верным подручным. Именно она будет способствовать оценки действительности, активизировать двигательные реакции, творческие способности. Музыкальное воспитание не должно быть дополнительным, оно должно быть основополагающим. Порой , что упущено в детстве почти не возможно наверстать в зрелые годы,- предупреждал В.А.Сухомлинский. В процессе эстетического воспитания мы не должны ограничиваться лишь методом наблюдения. Нужно научиться овладевать навыками коллективного и индивидуального исполнительства, показывать свою индивидуальность и неповторимость в искусстве.

В.А.Сухомлинский выдвинул идею выстраивания содержания учебных предметов таким образом, что бы гармоничное содержание традиционных знаний сочетались с ценностями культуры и искусства ( Народный эпос, сказки, традиции, музыка, рисование) и построение на данной основе необязательной второй самообразовательной программой. В гуманистических идеях В.Сухомлинского четко просматривается ориентация на : создание специфической ситуации успеха, радость познания, опытную проверку знаний . Путь усвоения знаний великий педагог представлял как педагогическое взаимодействие учителя и ученика, “ чувствование духовного мира каждого ребенка”, где осуществляется следующая схема :” знания учителя — чувства учителя — чувства ученика- знания ученика”.

Дидактические идеи В.А.Сухомлинского находят и отражение в положениях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ведь действительно, они способны направить педагога на развитие таких качеств у учеников, которые могли бы активизировать учебно — познавательную деятельность , раскрыть уникальность каждого ученика . Именно в осуществлении своей педагогической деятельности школьник будет способен на постоянное саморазвитие и непрерывное образование на основе освоения универсальных учебных действий. Данные идеи призывают российское образование сформировывать иную внутреннюю позицию обучающихся, а именно направлять их на самостоятельный поиск информации, постановку учебных целей и задач, что могло бы привести к принципиальной разнице в предметном и личностном развитии, а также модернизировало бы образование в целом.

Список литературы

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1981. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/index.shtml (дата обращения: 18.11.2019).