Сетевое взаимодействие ювенильных СМИ (газета «Сами» – как площадка для объединения региональных СМИ)

№103-1,

педагогические науки

Увеличение целевой аудитории – одна из важнейших задач работы ювенильных изданий. Особенность детско-юношеских изданий заключается в том, что передача информации уходит на второй план, главная цель – дать ребенку (автору) площадку для самореализации. Поэтому чем выше аудитория издания – тем больше количество людей, которым юнкор может продемонстрировать свои таланты журналиста и с кем можно поделиться своими мыслями. В данной работе разобран пример технологии сетевого взаимодействия. Он может быть полезен для работы крупных журналистских изданий.

Похожие материалы

Ювенильные издания выходят за пределы микросреды. Профессиональные детско-юношеские СМИ, в данном случае — краевая газета «Сами», должны описывать реалии жизни всего региона, а иногда и страны. Современные ювенильные издания активно занимаются продвижением, поэтому для полной картины всего региона приходится задействовать журналистов из других районов. В этом помогает всемирная сеть интернет.

Одной из черт современного продвижения ювенильных изданий является тенденция сетевого взаимодействия между детскими редакциями.

На сайте газеты «Сами» http://gazetasami.ru функционирует новостная лента, тексты для которой, как и все другие материалы газеты и сайта, пишут школьники. В первую очередь — это воспитанники творческого объединения «Редакция газеты «Сами» Барнаульского городского детско-юношеского центра. Публикуют материалы в краевом детско-юношеском СМИ так же дети и подростки, не занимающиеся в БГДЮЦ и даже живущие вне пределов Барнаула. Однако доля таких материалов невелика.

Для того чтобы сайт краевой газеты представлял посетителям диапазон школьной жизни всего региона, пять лет назад была создана интегрированная лента новостей: в новостную ленту сайта «Сами» помимо авторских текстов, включаются новости школ и других образовательных организаций всего Алтайского края. Специальный робот каждый три минуты проводит мониторинг сайтов организаций-партнеров и выставляет все новые новостные материалы этих сайтов в новостную ленту «Сами».

В отличие от новостных материалов, написанных авторами «Сами», новости школьных сайтов не публикуются на сайте газеты целиком. В ленте публикуется онлайн-заголовок, который робот берет с RSS-ленты. Этот заголовок является ссылкой на материал, расположенный на сайте организации-партнера. Соответственно, если посетитель сайта хочет прочитать новость какой-то школы, он кликает по понравившемуся ему онлайн-заголовку и переходит на сайт-партнер, где расположено само тело новости.

Модерация новостей проходит в режиме пост-модерации, в связи с чем, возникают некоторые трудности. Если в режиме пре-модерации администратор сайта (он же педагог-редактор) может знакомится с текстом заранее, то в нашем случае редактор увидит текст только после его публикации на сайте.

Основной контент, который размещают школы, это расписание занятий, сообщения для родителей, объявления и т.п. На сайте краевой газеты подобная корпоративная информация неуместна. Поэтому администраторам приходится постоянно просматривать новости и удалять ссылки на подобные материалы, чтобы лента не засорялась

Редакция газеты сталкивается и с такой проблемой, как сами заголовки. Они, как правило, не соответствуют новостным стандартам.

Приведем самые популярные заголовки школьных сайтов:

  • «Праздник «Последний звонок» в школе 98»;
  • «Для родителей, учащихся, учителей»;
  • «Самоуправление»;
  • «Соревнования, посвящённые памяти Дмитрия Смирнова».

Это связанно с тем, что в большинстве случаев написанием и редактированием новостей для школьных сайтов занимаются либо учителя, либо секретари школ. Они далеки от работы в сфере журналистики. Поскольку на сайте «Сами» размещается только ссылка на новость, редактор не может изменить текст новости. Однако заголовок в новостную ленту редактор может поставить такой, какой он считает нужным.

Поскольку редакция газеты является краевым ресурсным центом медиаобразования и довузовской подготовки журналистов, образовательная деятельность осуществляется в разных формах и на разных уровнях. По условиям договоров с организациями-партнерами сотрудники «Сами» указывают на недочеты, предлагают варианты их устранения, объясняют требования, что, естественно, повышает качество контента.

Такая практика может широко использоваться в детских (и не только) организациях. Обмен новостями не только положительно сказывается на наполнении новостной ленты, но и является, своего рода, рекламой портала-партнера: новости распространяются за пределами стен собственно школы.

Для организации интегрированной новостной ленты могут быть использованы социальные сети, в частности, популярная среди школьников и студентов площадка — «ВКонтакте». Почти у каждой школы или творческого объединения есть своя группа или сообщество в этой социальной сети. С целью привлечения большего числа посетителей целесообразно объединять их в интегрированные информационные ресурсы.

Технология позволяет запускать совместные проекты, которые могут иметь не только новостной характер. [Слюсарев, 2017] Несколько редакций ювенильных изданий могут запустить собственный образовательный или развлекательный проект. Этому способствуют возможности социальных сетей. Используя систему хэштегов, материалы с разных СМИ объединяются в один социальный проект, который распространен на аудиторию всех ювенильных СМИ, которые задействованы.

Таким образом, у юнкоров изначально появляется возможность обучаться не только написанию материалов, но и продвижению своего контента. Сетевое взаимодействие между ювенильными СМИ позволяет увеличивать свою аудиторию, что важно для коммуникаторов, в виду их психологических особенностей (самореализация в журналистике).

Также за счет сетевого взаимодействия профессиональные ювенильные издания получают контент, который они могут опубликовать. Причем профессиональные издания являются платформой для кооперации ювенильных изданий. Это позволяет улучшить обе функции детско-юношеской журналистики (информационная и образовательная). Читатели СМИ получают информацию из районов, где невозможно отправить корреспондентов. Также СМИ региона, улучшают свой контент.

Список литературы

  1. Слюсарев, В. К. Сетевое взаимодействие Сетевое взаимодействие ювенильных СМИ, на примере газеты «Сами». – Конференция «Ломоносов 2017». – М., 2017.
  2. Юмашева, Н.В. Социальные функции детско-юношеской самодеятельной журналистики / Н. В. Юмашева. // СМИ в современном мире. Тезисы науч.-практ.конф. Ч.1. – СПб, 2001. – С. 173.
  3. Pavlic J. V. New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Pavlic J. V. New Media Journalism // 21st. Century Communication. A Reference Handbook. Volume 1 & 2. /Ed. By William F. Eadie. Los Angeles, 2009. 970 с., С. 643-651.Volume 1 & 2. /Ed. By William F. Eadie. Los Angeles, 2009. – 970 с. С. 643-651.
  4. Kowalski, R. M. Electronic bullying among middle school students. / R. M. Kowalski, S. P Limber. – 2007. – С. 22-30.