Принципы, определяющие эффективные методики развития координационных способностей спортсменов

№110-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрена значимость и место координационных способностей спортсменов.

Похожие материалы

На сегодняшний день не существует единого понятия координации. Это является причиной расхождения мнений и широкого изучения данной темы. Во-первых, это способность планировать двигательное действие целесообразно, во-вторых, умение переключаться в меняющихся условиях. Наиболее четкую и точную характеристику координационных способностей дает Н.А. Бернштейн: «Координация движения есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа и превращение его в управляемую систему». Это определение основывается на биометрическом подходе. Оно связано с формированием физиологических механизмов, когда как большинство трактовок нацелены на педагогические задачи.

В последние десятилетия проделана большая работа по разработке методик развития координационных способностей, однако многие из них обладают некие специфические особенности, в которых изначально необходимо разобраться и выявить наиболее эффективные методики. Существуют определенный принципы, которые показывают степень эффективности методики:

1. Сенсорные связи, реакция, умение программированию мозга. В ЦНС вырабатываются определенные механизмы решения поставленной задачи. Эфферентные нейроны и мышцы получают информацию, затем осуществляется двигательный акт. Определенные НС получая информацию считывают заданную программу с результатами. В случае несогласованности, возникают сенсорные коррекции. Чем выше точность восприятия и анализа собственных движений, тем выше способность овладения новыми движениями.

2. Учет возрастных особенностей и сенситивных периодов.

Таблица 1. Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)

Координационная

способность

Возраст

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

К управлению продолжительностью мышечных напряжений

++

++

++

К дифференцированию пространственных и временных характеристик движений

++

++

+

++

+

К управлению временем реакции на слуховые и зрительные анализаторы

++

++

++

+

К ритму

+

++

++

+

К ориентации в пространстве

++

++

++

++

+

К равновесию

+

++

+

3. Циклическая многоступенчатая система контроля движений в соответствии с видом специализации спортсмена. Необходимо правильно подбирать упражнения под те упражнения, которые активно используются в соревновательной деятельности. Они должны быть координационно-трудными; содержать элементы новизны; иметь большое многообразие форм выполнения движений; включать задания по регулированию и контролю различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов, либо с «выключением» их работы.

Совершенствование координационных способностей не отделяется как отдельная сторона физической подготовки. Координационные способности представляют одну из важных основ всего содержания подготовки. При исследовании литературы, мы пришли к выводу о том, что координационные способности развиваются более эффективно при планировании с учетом методических, теоретических, физиологических, возрастных особенностей и специфики спорта.