Теоретические аспекты формирования мелкой моторики рук у дошкольников на занятиях творческого объединения

№110-1,

педагогические науки

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития творческих и интеллектуальных возможностей ребенка. У ребёнка не может сложиться представление об окружающем предметном мире без тактильно-двигательного восприятия. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из главных аспектов развития дошкольников. От развития мелкой моторики зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий костной, мышечной, нервной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений пальцами и кистями рук и ног. Мелкая моторика способствует развитию речи у детей и взрослых. Психологи и педагоги, занимающиеся проблемами развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, утверждают, что она очень важна, так как способствует развитию сознания, мышления, внимания, координации, памяти (зрительной и двигательной), наблюдательности, воображению, а также речи. Развивать мелкую моторику необходимо для того, чтобы в будущем ребенок мог самостоятельно одеваться, писать, а также выполнять прочие обыденный вещи. Речь развивается правильно, если у дошкольника хорошо сформировалась мелкая моторика рук. Ее необходимо рассматривать как особый предмет, которым необходимо владеть. В дошкольном возрасте необходимо создавать благоприятные условия для накопления практического опыта, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

Похожие материалы

Проблеме развития мелкой моторики рук дошкольников, последнее время уделяется большое внимание. Одним из ведущих факторов развития ребёнка является — сенсомоторное развитие. Мелкую моторику можно определить, как совокупность двигательных реакций, навыков и умений, сложных двигательных действий, которые сами свойственны человеку.

В коррекционном плане выделяют три вида моторики общую моторику, тонкую моторику и артикуляционную моторику.

Термин ловкость часто используется в применении к моторным навыкам пальцев и руки. Большое количество разнообразных движений принято относить к мелкой моторике от самых примитивных жестов до очень мелких движений, от которых, например, зависит в дальнейшем почерк человека. С анатомической точки зрения, проекция кисти рук занимает около трети всей площади двигательных реакций коры головного мозга. Поэтому с развитием мелкой моторики неразрывно связана развитие речи ребёнка.

Исследователями института физиологии детей и подростков была подтверждена связь пальцевой моторики и речевой функции. В повседневной жизни ребенку требуется совершать различные действия мелкой моторики, например, рисование, письмо, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, поэтому от ее развития напрямую зависит его качество жизни. Можно выделить и содержательно охарактеризовать три уровня развития мелкой моторики: это высокий, средний и низкий уровень. Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется скоординированностью движений рук, пальцев, ловкостью, точностью, плавностью движений без напряжения с равномерным темпом движения рук в правильном удержании позы. Средний уровень развития моторики характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и не точностью движений, нарушением позы на фоне утомления, колебаниями темпа движения рук.

Нескоординированностью и напряженностью движений, нарушением темпа движения рук, нарушением позы рук, ручной неловкостью, резкостью движений характеризуется низкий уровень развития мелкой моторики.

На базе общей моторики начиная с младенческого возраста развивается мелкая моторику. Моторные навыки становится более разнообразными и сложными, когда ребёнок достигает дошкольного, либо раннего школьного возраста. На развитие таких психических процессов как память, мышление, пространственные представления, внимание, влияет развитие мелкой моторики рук.

Развитие эмоционально волевой сферы ребёнка идёт при помощи развития рук ребёнка, когда тренируется не только мышцы, но и тренируется способность к наблюдению, творческому воображению, сравнению, воспитывается терпение, аккуратность, усидчивость, настойчивость и точность.

Одним из показателей интеллектуальный готовности к школьному обучению идёт уровень развития мелкой моторики. Высокий уровень развития мелкой моторики обычно имеет ребёнок, который умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие качества, как связная речь, память, внимание. Ещё во втором веке до н.э. в Китае было известно влияние ручных действий на развитие мозга человека. К гармоничному отношению тела и разума приводят игры с участием рук и пальцев, а также поддержка мозговой системы в превосходном состоянии.

Когда движение пальцев достаточно развиты, начинает развиваться словесная речь. С возрастом у детей совершенствуется движение пальцев рук, что подготавливает почву для последующего формирования всей психической деятельности ребёнка.

Совокупностью скоординированных действий костной, мышечной и нервной систем в выполнении мелких и точных движений пальцами и кистями рук в сочетании со зрительной системой называют мелкую моторику.

Развитие мелкой моторики происходит естественным способом, начиная с младенческого возраста опираясь на общую моторику. Сначала дети учатся хватать предметы, потом этот навык перерастает в перекладывание предметов из одной руки в другую, после дети учатся держать карандаш или ручку, рисуют картинки, учатся держать приборы и самостоятельно кушать. К дошкольному возрасту мелкая моторика приобретает более сложные моторные навыки, которые усиленно развиваются и в последующем приобретают согласованные действия обеих рук.

В дошкольном возрасте психофизическое развитие определяется поэтапным становлением речевой и двигательной системы. Одним из показателей уровня готовности ребенка к школе, является уровень развития мелкой моторики. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с дошкольного образования.

На начальном этапе жизни именно по мелкой моторике можно определить, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой моторикой рук элементарно не могут держать нормально приборы, не могут собирать разбросанный конструктор и любые другие мелкие детали, завязывать шнурки, застегивать сандалии, собирать пазлы, они плохо держат ручку и практически не могут раскрашивать рисунки.

Исходя из выше сказанного можно построить цепочку развития: мелкая моторика — речь — восприятие. Можно проанализировать данную цепочку рассмотрев следующие примеры. Если ребенку показать колючие растение (например, кактус), потом попросить его дотронутся до растения, а после изобразить его на бумаге, то ребенок в большинстве случаев будет рисовать его с огромными колючками, то есть сильно преувеличив увиденное. Можно провести и другой эксперимент, дать ребенку посмотреть на сетку или решетку, а также разрешить прикоснуться к этим предметам, а потом снова попросить зарисовать их, то как правило ребенок нарисует ее либо угловатой, либо дырявой. В первом случае ребенок интересовался пересечением перекладин, а во втором он ощупывал ее изнутри (просовывал пальчики). То есть чем лучше у ребенка сформирована мелкая моторика рук, тем больше представления о предмете он получает, а также сможет более подробно описать его словесно. Рисуя те или иные предметы, ребенок снова использует мелкомоторные навыки, что способствует более полному восприятию предмета, нахождения его признаков, параллельно запоминая отличительные черты предмета, формируя мышление и память.

Наши предки знали о чудесных свойствах мелкой моторики, которые были переданы через народные потешки: «Сорока — белобока», «Ладушки — Ладушки» и многие другие пальчиковые игры. Как говорил Сухомлинский В., «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Познание окружающего мира ребенком начинается с сенсорных процессов — восприятия, ощущения, представления. Для возникновения более сложных процессов необходимо их развивать в полной мере. Только они дают предпосылки к возникновению воображения, памяти и мышления. Мелкая моторика напрямую связана с сенсорным развитием, а сенсорные процессы особенно активно развиваются в дошкольном возрасте.

С помощью формирования сенсомоторной координации определяют правильное развитие мелкой моторики. Сенсомоторная координация — это согласованное действие рук и глаз. При помощи зрения ребенок контролирует свои движения, изучает окружающий мир, благодаря чему он становится более точным и совершенным.

Глаза как бы обучают руки, а с помощью рук открывается больше новый информации. Движения рук и зрение становятся основным источником познания окружающего мира. К пониманию причинных связей приходят тогда, когда всевозможные предметы уже изучены.