Формы государственной финансовой поддержки инновационных проектов

№111-1,

экономические науки

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования инновационной деятельности. Раскрыты формы поддержки инновационных проектов государством, выявлены направления научно-исследовательской деятельности, требующие финансовой и правовой поддержки государства

Похожие материалы

Актуальность вопросов развития инноваций и связанных с ними научных исследований заключается в том, что инновационная деятельность является неотъемлемой частью функционирования государства, и именно через ее реализацию в жизнь общества внедряются все нововведения, повышающие уровень и качество жизни, двигающие науку и технику на новый уровень. Инновационная деятельность даёт огромные возможности для формирования и развития экономики, повышения ее стабильности, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа, именно поэтому она контролируется и регулируется государством. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: организационное, экономическое, финансовое и нормативно-правовое, и при этом является инициатором увеличения инновационной активности российских компаний. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов, основными из которых являются правовые акты, такие как, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», содержащий информацию о регулировании научной и инновационной деятельности

Субъектами научно-исследовательской деятельности, которые нуждаются в государственной поддержке при полном государственном финансировании инновационных проектов, являются:

  • организации, относящиеся к оборонному сектору экономики и занимающиеся разработкой новых и совершенствованием существующих техники и вооружений;
  • организации, подавляющая доля продукции и работ которых жизненно необходимы для общества, и которым важно ориентироваться на коммерческие критерии;
  • ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, также среди них выделяют предприятия и научные организации, у которых достаточно высокий научно-технический потенциал и возможность сохранения самостоятельности, а также малые инновационные предприятия [1].

Выделяют следующие формы поддержки проектов государством:

  • предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;
  • предоставление кредитных ресурсов, но на дополнительных условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых «под проект» акционерных обществ;
  • предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств в случае срыва сроков выполнения проекта не по вине первого [2].

В течение продолжительного периода функционирования рыночной экономики России сумма инвестиций, направляемых на развитие отраслей социально-производственной инфраструктуры, к которым относится и транспорт, была существенно ниже суммы инвестиций, вкладываемых в базисные отрасли народного хозяйства. В таблице 1 представлена динамика сумм инвестиций в основной капитал, из которой видно, что сумма средств, направляемых на развитие транспортной отрасли, значительно ниже направляемой на развитие добывающего (на 34,2%) и обрабатывающего производства (на 31,6%). Тем не менее, с 2010 года инвестиции в транспортный сектор народного хозяйства увеличились в 1,8 раза [3].

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по России, млрд. руб. [5]

Показатель

2010 г.

2017 г.

2018 г.

Всего, из них:

9152,1

13897,2

14639,8

Добыча полезных ископаемых

1764,0

2385,2

2830,4

Обрабатывающие производства

1697,6

2172,6

2123,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда

1538,0

3161,4

3018,3

Транспорт и связь

1281,0

2499,7

2726,7

из них транспорт

1161,8

2143,6

2342,5

Прочие виды экономической деятельности

1709,7

1534,7

1598,2

Однако, как видно из таблицы, структура инвестиций, направленных на развитие многих отраслей народного хозяйства, не сбалансирована, что влечет за собой значительные ежегодные суммы общих потерь и упущенной выгоды, около 40% которых приходятся на долю транспорта. К этим суммам необходимо добавить дополнительно 10‒20% неучтенных потерь общества, доля отраслей, обслуживаемых транспортом в которых составляет более 60% от общих по транспорту в целом.

Значительную роль в управлении транспортным комплексом развитых стран рыночной экономики и России играет автомобильный транспорт. Для них доля инвестиций из государственного бюджета, которая направлена на развитие подотраслей транспорта, составляет для автомобильного транспорта всего 2%, при этом в дорожное хозяйство — 20% [5].

Несмотря на достаточно высокую степень развития российской науки по различным направлениям и наличие производственных комплексов со значительным уровнем организации инновационных процессов во многих отраслях и регионах страны, можно отметить медленное продвижение инноваций, слабую динамику их осуществления. Значимой причиной этого является слабая инновационная активность, нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки по следующим причинам:

  • высокий уровень риска;
  • значительный размер единовременных затрат, не соответствующий затратам на осуществление и освоение традиционных технологий;
  • длительный период освоения и большой разрыв между периодом вложения денежных средств и получением желаемых результатов.

К иным причинам слабой инновационной активности относят:

  • малое участие государства в финансировании научных исследований;
  • низкий уровень оплаты труда научных сотрудников;
  • отсутствие полноценной правовой защиты интеллектуальной собственности и материального вознаграждения за внедрённые инновации;
  • отсутствие централизованной «инновационной среды» [6].

Предоставление государственной финансовой поддержки инновационных проектов происходит на основе тендерного отбора с учетом критерия срочности и при условии прохождения государственной экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов.

Еще одним из наиболее важных условий является то, что сам инициатор проекта обязан вложить в его реализацию минимум 20% от объема необходимых средств, и при этом срок окупаемости проектов не должен превышать период, равным двум годам [7].

Важное значение имеет и то, что именно государство определяет области, устойчивое развитие которых требует внедрения инновационных технологий и размещает заказы среди компаний частного сектора, тем самым стимулируя развитие и масштабирование инноваций по приоритетным направлениям. Таким образом, оно разделяет с частным бизнесом финансовую ответственность за научные достижения, выступая в роли конечного заказчика и развивая при этом различные формы государственно-частных партнерств. Государственный заказ на инновации является значительным толчком для развития инновационной деятельности высших учебных заведений, исследовательских институтов и частных компаний, а также для последующего распространения новых инновационных технологий в различных отраслях.

В настоящее время российское правительство активно содействует, например, разработке автопилотируемых транспортных систем, разработана система мероприятий «Дорожная карта» по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «АВТОНЕТ», призванному развивать и продвигать не только технологии беспилотного транспорта, но и сервисных телематических платформ, навигационных технологий, систем содействия водителю, технологий кибербезопасности, систем беспроводной связи нового поколения, технологий в сфере электротранспорта и связанных с ними сервисов [8].

В России государство прилагает существенные усилия для поддержания спроса на инновации, субсидируя инновационные проекты и напрямую размещая заказы на инновационную продукцию. Дополнительными мерами по усилению спроса на инновации могут стать внедрение программ совместного финансирования научных разработок и предоставление преференций и льгот для компаний, проводящих научные и опытно-конструкторские работы и исследования по приоритетным направлениям.

Таким образом, ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг, а также активная государственная политика в области инноваций. В современных условиях любое предприятие не сможет выпускать конкурентоспособный продукт и привлекать новых потребителей, не совершенствуя и не развивая инновационную деятельность. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства, изыскивая для обеспечения этих процессов

Список литературы

  1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров, 2-е изд., перераб. и доп.(изд:2) / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 292 c.
  2. Старжинский, В. П. Методология науки и инновационная деятельность [Текст]: учебное пособие : для аспирантов, магистрантов и соискателей ученой степени кандидата наук технических и экономических специальностей / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2016. — 327 с. : ил. — (Высшее образование — Магистратура).
  3. Казанская, Л. Ф. Экономические аспекты качества в инновационном развитии транспортной организации: монография/ Л.Ф. Казанская// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27654129, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  4. Барышева, А. В. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, К. В. Балдин, С. Н. Галдицкая, И. И. Передеряев // [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/521037/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  5. Инвестиции в России — 2019 [Электронный ресрус]. — Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b19_56/Main.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  6. Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1935609, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  7. Консультант плюс. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ ,свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2019).
  8. Распоряжение от 29 марта 2018 года № 535-р. «Об утверждении плана по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации дорожной карты «Автонет» [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31810/ (дата обращения: 14.12.2019).