Экономическая сущность инноваций как фактора повышения эффективности деятельности предприятий

№122-1,

экономические науки

В данной статье представлено содержание ключевых теоретических подходов к пониманию сущности инноваций. Рассмотрены основные особенности инновационной деятельности предприятий, а также определено влияние инновационной деятельности предприятий на эффективность их деятельности.

Похожие материалы

В современных условиях повышение эффективности производства может быть достигнуто в основном за счет развития инновационных процессов, которые в конечном итоге находят выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях — актуальная проблема. Разработка новых технических, организационных и технологических решений, а также совершенствование основных принципов управления с учетом специфики внутреннего рынка создают условия для возобновления воспроизводственных процессов на предприятиях и дают дополнительный импульс экономическому росту.

Понятие «инновация» как объект активного научного исследования впервые появилось в области культурологии в XIX веке и определялось как внедрение элементов одной культуры в другую. Улучшение традиционного образа жизни дает стимул для анализа инноваций в технических, технических, организационных, экономических и других аспектах.

Инновации по своей природе включают не только технические и технологические разработки, но и любые изменения к лучшему во всех областях исследований и производства. Постоянное обновление оборудования и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке, а также повышения производительности и эффективности предприятия [5].

Рассмотрим основные определения понятия инноваций. В 1930-е годы И. Шумпетер понимал под понятием «инновация» любое возможное изменение, которое могло произойти в результате использования новых или улучшенных решений технического, технологического или организационного характера в процессах производства, закупок, продажи товаров и т. д.

П.Ф. Друкер определяет инновации как особый инструмент для предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс реализовать новый тип бизнеса или услуги.

Определение П.Ф. Друкера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Дж. Шумпетера, подчеркивая при этом необходимость практического внедрения нового продукта и важность предпринимательского фактора как условия эффективности развития производства.

Глоссарий большинства экономических и финансовых словарей и справочников дает толкование инноваций с точки зрения эффективного подхода и процесса. В современном экономическом словаре «инновации» — это нововведения в области техники, технологий, организации труда и управления, основанные на использовании научных достижений и передового опыта, а также на использовании этих нововведений в самых разных сферах деятельности.

В соответствии с международными стандартами инновации определяются как конечный результат инноваций, воплощенный в форме нового или улучшенного продукта, представленного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике [5].

На основании изученных определений, может быть сформулировано следующее определение инноваций: под инновациями следует понимать первое практическое применение теоретических знаний, реализованное в форме технических, технических, организационных, экономических, производственных или иных решений. Во всех различных подходах к определению сущности инновации важно уделять приоритетное внимание ее реализации и условию апериодичности ее появления и реализации.

Основным этапом в процессе изучения инноваций является их распределение по основным характеристикам и критериям. Классификация инноваций позволяет определить сущность инновационных процессов и особенности управления ими, а также оценить инновационную деятельность компаний различными субъектами деятельности — инвесторами, государственными органами, кредитными организациями и другие институты поддержки инновационного предпринимательства, в связи с чем схема классификации инноваций имеет не только теоретическое значение, но и практическое применение, что подчеркивает необходимость ее построения.

В работе Гулевской Ю. А. [4] представлено несколько видов классификаций, из которых можно выделить следующие классификации инноваций.

По характеру возникновения инноваций [2, 7] они делятся на следующие группы:

  1. Реактивные инновации, вызванные реакцией компании на конкретную инновацию, разработанную конкурентом. Конкуренты, формирующие новые тенденции на инновационном рынке, заставляют других идти по пути инновационного развития. Чуткие инновации таких компаний позволяют им сохранять свое постоянное присутствие и повышают уровень конкурентоспособности.
  2. Стратегические инновации, то есть инновации, направленные на долгосрочное развитие инновационной деятельности компании, что позволяет в будущей деятельности напрямую полагаться на скорость научно-технического прогресса.

Инновации различаются по среде их происхождения [6, 7]:

  1. Внешние инновации — инновации, обусловленные рыночными изменениями (внешние факторы). Произошедшие изменения могут быть связаны с потребностью в новых технологиях в определенных областях и растущим спросом на новые идеи (научно-технического прогресса).
  2. Внутренние инновации, которые происходят в результате внутренней трансформации, вызванной внутренней динамикой развития компании.

В зависимости от характера нововведения [1, 9] принято различать:

  1. Открытые инновации, то есть инновации, которые осуществляются с целью принести пользу разработчикам.
  2. Частные или конфиденциальные инновации — это инновации, которые характеризуются защитой данных компании, чтобы не дать конкурентам использовать инновационную идею.

Вышеуказанные группы классификации инноваций имеют особое значение с точки зрения привлекательности финансирования инновационного развития предприятий, поскольку они выступают в качестве инструментов непосредственной оценки инновационных проектов и анализа путей их развития с целью получения оптимального инновационного продукта, который может стать источником успешной коммерциализации.

Инновации — это источник добавленной стоимости, поэтому инновации, наряду с другими ограничениями и факторами ресурсов, составляют основу конкурентного преимущества.

Поэтому, инновационная деятельность становится, с одной стороны, фактором и условием конкурентоспособности. С другой стороны, структура компании может следовать инновационному типу развития только в том случае, если у нее есть необходимые ресурсы для создания инновационных идей и их преобразования в высокотехнологичные продукты конечного продукта (инновационные продукты) или высокотехнологичные продукты.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность за счет инновационного развития, корпоративная структура должна иметь ресурсы и основу для развития НИОКР и производства высокотехнологичного продукта, а рынок должен быть готов к тому, чтобы использовать данный высокотехнологичный продукт. Растущий рынок требует дополнительных усилий для продвижения и продажи такого продукта. В сочетании с высокой интенсивностью исследований и капитального производства это будет определять постоянное увеличение требований корпоративной структуры к финансовым ресурсам.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие промежуточные выводы:

  • разработка инновационных решений и идей для обеспечения конкурентоспособности корпоративной структуры является когерентной современному состоянию, тенденциям развития бизнес-среды и национальной социально-экономической системы;
  • инновации, наряду с иными ключевыми компетенциями и организационными знаниями, составляют ядро конкурентных преимуществ корпоративной структуры, при этом инновационная стратегия должна соответствовать корпоративной стратегии и общим стратегическим целям деятельности корпоративной структуры;
  • для реализации инновационной стратегии и создания наукоемкого продукта с целью повышения конкурентоспособности, корпоративная структура должна обладать необходимыми материальными и нематериальными ресурсами, производственно-сбытовой базой, при этом рынок должен быть готов или показывать относительную готовность к потреблению наукоемкого продукта;
  • собственно, сами инновация (идея создания наукоемкого продукта) должна обладать полезностью, осуществимостью и быть конкурентоспособной относительно других аналогичных инновационных идей. Физическая среда не может постоянно продуцировать базисные инновации и инновационное развитие современных предпринимательских структур основывается в основном на создании микро-инноваций, эффект которых формируется за счет масштаба.

Список литературы

  1. Бурганова Л.А., Тузикова А.Р. Регионы России: «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития. / Монография. — Казань: КНИТУ, 2013. — 276 c.
  2. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. / Учебник. — М.: Дашков и К, 2012. — 520 c
  3. Горшкова Н.В., Иванов В.Ю. Исследование дефиниций «инновация» и «инновационная деятельность»: теоретический подход // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 10-2. — С. 380-385
  4. Гулевская Ю.А. Классификационная схема инноваций // Креативная экономика. — 2017. — Том 11. — №3. — С. 325-346. doi: 10.18334/ce.11.3.37666
  5. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://blog.iteam.ru/innovatsiya-kak-osnovnoj-faktor-povysheniya-effektivnosti-proizvodstva/ (Дата обращения 04.09.2020)
  6. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент. / учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2014. — 292 c.
  7. Николаева И.П. Инвестиции. / Учебник. — М.: Дашков и К, 2013. — 256 c.
  8. Пигунова О.В., Науменко Е.П. Коммерческая деятельность предприятия. / учебное пособие. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 255 c.
  9. Титов В.В., Маркова В.Д. Проблемы развития инновационного предпринимательства на промышленных предприятиях. / сборник научных трудов. — Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2014. — 267 c.
  10. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом : [учеб. пособие] / С. В. Паникарова, М. В. Власов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — 140 с.