Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья

№111-1,

педагогические науки

В статье раскрываются основные принципы и задачи физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, описаны виды, методы и средства тренировочной деятельности с данным контингентом учащихся.

Похожие материалы

Физическое воспитание — неотъемлемый компонент всестороннего развития личности, поэтому занятия физической культурой важны и являются обязательными в колледжах и высших учебных заведениях.

Исследования показывают, что студентов с ослабленным здоровьем растет из года в год, примерно в разных регионах нашей страны их численность составляет от 20 до 40% [3].

Стандартная программа организации занятий физической культурой для таких студентов не подходит, так как они не способны ее освоить из-за существующих отклонений в здоровье. В связи с этим преподавателям кафедр физической культуры рекомендовано самостоятельно заниматься методическими разработками для проведения занятий с данным контингентом учащихся, учитывая характер заболеваний, индивидуальные и физические особенности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, вызывает определенные трудности, которые заключаются в том, что функциональные возможности таких учащихся слабы из-за наличия хронических заболеваний, поэтому требуется дифференцированный подход, а следовательно разработка инновационных методов в построении учебного процесса.

При организации физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ставятся определенные задачи, которые должны учитывать как проблемы социума (проблема охраны здоровья молодежи), так и мотивацию самих студентов к занятиям физической культурой.

К основным задачам можно отнести следующие:

  1. Для укрепления и восстановления здоровья использовать все возможные средства физической культуры;
  2. Обеспечить не только общую, но и профессионально-прикладную физическую подготовленность, необходимую для будущей профессии;
  3. Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики;
  4. Освоить жизненно важные физические качества, двигательные умения, навыки; в процессе занятий осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Также необходимо придерживаться определенных принципов для осуществления поставленных задач. К таким принципам относятся:

  1. Систематичность и последовательность;
  2. Доступность и вариативность;
  3. Оптимальность нагрузки.

При современном подходе к физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем важно реализовывать и следующие принципы:

  1. Уметь и быть готовым получать теоретические знания, владеть компьютерными технологиями;
  2. Самостоятельно готовить творческие задания, представлять аудитории результаты своих исследований;
  3. Расширять знания о своем заболевании, о путях сохранения стойкой ремиссии, о способах укрепления своего здоровья.

В процессе занятий с такими студентами важно не только учитывать дидактические принципы, но и методические особенности.

В процессе анализа методической литературы было установлено, что тренировочная деятельность подразделяется на общефизическую и специальную [2, 5, 6].

Для общефизической деятельности используются разнообразные динамические, статические общеразвивающие упражнения. Они в основном направлены на общее развитие организма, на укрепление здоровья в целом.

Основная задача специальной тренировочной деятельности заключается в том, что она направлена на оптимизацию функций организма, нарушенных в связи с заболеванием или травмой, когда основной целью является избирательное действие на отдельные органы и системы человеческого организма.

При организации занятий физической культуры важно учитывать нагрузку, которая должна дозироваться с учетом индивидуальных особенностей заболеваний учащихся. При этом должны учитываться: сложность выполнения физических упражнений; количество повторений; общая плотность занятия; объем выполнения упражнений.

Рассмотрим основные средства физической культуры, которые применяются к студентам с отклонениями в здоровье. К ним можно отнести:

  1. Специальные дыхательные упражнения;
  2. Физические упражнения статистического характера;
  3. Спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
  4. Игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
  5. Массаж и самомассаж;
  6. Закаливание (в процессе использования естественных природных факторов (солнечные ванны); аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
  7. Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
  8. Эрготерапия (трудотерапия).

Немаловажное значение имеют и методы, которые применяются на занятиях в специальных медицинских группах.

К самым распространенным относятся:

  1. Коррекция (комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, механотерапевтические меры и др.);
  2. Дозированные восхождения (терренкур): сочетает ходьбу с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15 градусов;
  3. Аутогенные тренировки (расслабление (релаксация) мышц, пассивный отдых, снижение нервного напряжения [2].

Особое место занимают нетрадиционные методики, которые также используются при физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. В качестве примеров можно привести следующие:

  1. Китайская оздоровительная гимнастика — комплексы упражнений, основанные на рекомендациях Джавэн Мао:
  2. Использование игровых видов спорта:
  3. Комплексы упражнений гимнастики для рук и ладоней;
  4. Дыхательная гимнастика йогов;
  5. Элементы гимнастики Хатха-йога (повышает функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма);
  6. Гимнастика для глаз (повышает эластичность и тонус мышц и нервов, иннервирующих глаз) [5].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс организации занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использование разнообразных форм, методик, методов и средств, применяющихся в совокупности. Реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, которые отражают интересы учащихся и направлены на их оздоровление.

Список литературы

  1. Алексюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов, отнесенных к специальной медицинской группе / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта — Харьков, 2007 — № 5.
  2. Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / [Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В.] — СПб: СПбГУИТМО, 2008 — 96с.
  3. Загревская А. И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н.. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.
  4. Матухно Е. В. Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем — Красноярск: Сибирский педагогический журнал, 2009 — № 12 — с.86.
  5. Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46
  6. Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section026.html, свободный.