Развитие экономики Республики Ингушетия в условиях ВТО

№15-1,

юридические науки

В данной статье рассмотрены перспективы развития экономики Республике Ингушетия в условиях присоединения России к ВТО, проанализированны условия необходимые для ее успешного развития в условия ВТО, данны некоторые рекомендации необходимые для данного процесса.

Похожие материалы

С августа 2012 г. Россия стала 156 членом ВТО. На долю стран-участниц этой организации приходится 97% мировой торговли. Быть членом ВТО означает работу по правилам «открытой экономики», которая имеет как преимущества, так и определенные риски.

В связи с этим возникает вопрос: как же сложится экономическая ситуация в различных регионах нашей страны, как будет выглядеть динамика развития ведущих отраслей и региональных предприятий, в какую сторону изменится инвестиционная привлекательность субъектов России, и что это даст регионам нашей страны.

Реальные последствия присоединения России к ВТО для экономического развития региона зависят как от уровня вовлеченности субъектов Российской Федерации во внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические связи, так и от уровня конкурентоспособности региональных товаропроизводителей [1].

Плюсы и минусы, связанные с присоединением России к ВТО, свойственны, в той или иной степени, и ее субъектам. Рассмотрим возможные последствия присоединения России к ВТО для Республики Ингушетия.

Республика Ингушетия – аграрно-индустриальная, преимущественно сельская республика. По объемам производства продукции сельского хозяйства занимает в РФ 37-е место. В 2012 г. уровень безработицы в Ингушетии составил 47,9%, т.е. один из самых высоких в России [2].

Главные экспортные товары республики – это нефть и нефтепродукты. Ведущими отраслями промышленности Республики Ингушетия являются нефтедобывающая промышленность, стройиндустрия, производство нефтепродуктов и пищевая промышленность [3].

Сначала выясним возможные плюсы от присоединения России к ВТО для Республики Ингушетия.

Присоединение России к ВТО поднимет на новый уровень проблемы качества выпускаемой продукции.

Крупные предприятия республики, выпускающие качественную продукцию и экспортирующие ее в другие регионы и страны зарубежья, получат более выгодные условия осуществления внешнеэкономической деятельности.

Улучшатся экспортные показатели таких предприятий как ООО «Химреагент» (г. Карабулак) – выпуск специальных химических реагентов для нефтедобывающей отрасли, поскольку цены на нефть и продукты нефтепереработки в последнее время растут, тем самым давая дополнительный импульс к расширению производства, ООО «Мальтес-ЖБИ» (г. Карабулак) – производство железобетонных изделий, нефтегазодобывающее управление «Малгобекнефть».

Присоединение к ВТО, на наш взгляд, даст дополнительный стимул к развитию экспортных связей таким предприятиям республики, как ОАО «Минвода «Ачалуки», ООО «Химреагент», Назрановский кирпичный завод (г. Назрань), Завод легких сплавов «ВИЛС», «Ингушская мебельная фабрика» – (ст. Орджоникидзевская) - чья продукция отличается высоким качеством и сегодня является конкурентоспособной на рынках нашей страны.

Присоединение к ВТО не принесёт дополнительных проблем предприятиям республики, которые занимаются выпуском строительных материалов:

  1. Домостроительный комбинат (г. Малгобек) – изготовление металлочерепицы, готовых конструкций для домов, типовых остановок для общественного транспорта, киосков.
  2. Нестеровский кирпичный завод (ст. Нестеровская) – выпуск кирпича высокого качества.
  3. Назрановский кирпичный завод, (г. Назрань) – выпуск кирпича.
  4. ООО «Мальтес-ЖБИ» (г. Карабулак) производство железобетонных изделий.

Маловероятно, что западные производители повезут аналогичную строительную продукцию в Россию, поскольку стоимость ее будет на порядок выше, чем продукция наших производителей.

Особое место в экономике республики занимают промышленные предприятия:

  1. «Ингушнефтегазпром», который объединил в своем составе предприятия нефтекомплекса.
  2. Нефтегазодобывающее управление «Малгобекнефть».
  3. Карабулакское нефтеперерабатывающее предприятие.

Эти предприятия оснащены по последнему слову техники, а их продукция находит сбыт не только в республике, но и далеко за ее пределами.

Все это приведет к расширению и усилению в Ингушетии конкурентоспособных предприятий, увеличится и количество рабочих мест, что сократит безработицу.

Важно подчеркнуть, что республика входит в тридцатку ведущих регионов страны по производству зерна, подсолнечника, молока, мяса и других основных видов сельскохозяйственной продукции. Ведь Республика Ингушетия – преимущественно аграрный регион, у которого 222,2 тыс. га пахотных земель. Присоединение России к ВТО откроет для сельского хозяйства, как новые перспективы, так и создает дополнительные сложности. Исходя из этого, республике необходимо осуществлять переход на новый технологический уровень, обеспечить создание современной инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки продукции и, тем самым, стимулировать дальнейший рост конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей.

Как известно, присоединение России к ВТО предполагает целый ряд условий, из которых применительно к Ингушетии необходимо выделить следующие:

  1. Отмена субсидий на сельское хозяйство (одно из главных условий присоединения России к ВТО) – скорее всего, республиканский Минсельхоз и Крестьянское (фермерское) хозяйство, будут фактически ликвидированы.
  2. Последовательное повышение цен на энергоносители (газ, электричество, топливо) до уровня стран – членов ВТО. Это означает, что долги республики за газ и электричество вырастут в несколько раз.
  3. Отмена импортных ввозных пошлин: на продуктовый рынок страны хлынет массовый и дешевый импорт – фактически это означает коллапс многих производителей республики, т.к. по затратам и качеству продукции они не конкурентоспособны по сравнению с импортными товарами.
  4. Вне всяких сомнений предстоит сокращение бюрократического аппарата (вследствие сокращения дотаций).
  5. Население республики будет больше покупать машины иностранных автопроизводителей (они подешевеют из-за снижения ввозных пошлин) – автосервисы, рассчитанные на отечественный автопром, ожидает кризис.

Важно отметить, что республике, экономика которой на 98 % датируется из федерального центра, следует задуматься о том, что ее ожидает в ближайшие 10 лет.

Экономика Республики Ингушетия нуждается в модернизации, поэтому в перспективе продолжат работу на рынке только конкурентные производители. Один из путей для модернизации – привлечение инвестиций для увеличения темпов экономического роста.

Из таблицы 1 следует, что пока Республика Ингушетия по инвестиционному риску занимает только 81 позицию (из 83 возможных в России). Особенно велик социальный и управленческий риски, значителен и финансовый риск. Следовательно, пока Республика не является привлекательной для инвесторов.

Таблица 1. Инвестиционные риски Республики Ингушетия в 2012 году

Регион (субъект федерации)

Ранг риска,

2012 год

Средне-взвешенный индекс риска, 2012 год

Изменение индекса риска 2012 году к 2011 году, увеличение(+), снижение(-)

Ранги составляющих инвестиционного риска в 2012 году

Социа-льный Экономи-ческий Финан-совый Крими-нальный Экологи-ческий Управ-ленческий Изменение ранга риска, 2012 год к 2011 году
Белгородская область 1 0.164 0,004 4 7 15 11 5 28 1
Краснодарский край 2 0.169 0,014 14 3 19 16 10 7 -1
Липецкая область 3 0.173 0,010 3 12 14 12 30 16 0
Санкт –Петербург 4 0.178 0,009 2 15 2 41 45 29 1

Республика Дагестан

78 0,493 0,014 71 8 79 83 20 73 1
Камчатский край 79 0,494 0,063 47 75 78 81 70 74 -3
Республика Калмыкия 80 0,495 0,013 82 60 76 54 47 78 0
Республика Ингушетия 81 0,564 0,026 76 79 82 80 31 82 0
Республика Тыва 82 0,579 0,007 83 38 81 50 60 81 0
Чеченская республика 83 0,600 -0,016 74 78 83 82 19 66 0

Таблица 2. Инвестиционный потенциала российских регионов в 2012 году

Регион (субъект федерации)

Ранг потен-циала, 2012 год

Доля в общерос-сийском потенциале 2012 годы, %

Изменение доли в потенциале, 2012 году к 2011 году, п.п.

Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2012 году

Трудо-вой Потре-битель-ский Произ-водный Финан-совый Инсти-туцио-наль-ный Инно-ваци-онный Инфра-струк-турный Природ-ный Турис-тиче-ский Изме-нение ранга потен-циала, 2012 году к 2011 году
Москва 1 14,832 0,120 1 1 1 1 1 1 1 82 1 0
Московская область 2 6,249 0,061 2 2 2 2 3 2 3 49 3 0
Санкт-Петербург 3 5,434 0,202 3 3 3 3 2 3 2 83 4 0
Свердловская область 4 2,723 0,099 8 4 5 5 7 7 46 13 5 1

Магаданская область

73 0,341 0,002 79 77 72 77 79 50 72 14 79 1
Карачаево-Черкесская республика 74 0,338 0,001 72 75 76 76 75 72 50 60 34 1
Республика Хакасия 75 0,332 -0,020 75 72 68 72 69 81 66 32 77 -2
Республика Адыгея 76 0,318 -0,012 74 73 77 74 70 77 39 80 73 0
Республика Ингушетия 77 0,314 0,065 76 76 83 75 80 82 17 81 75 1
Чукотский автономный округ 80 0,248 -0,011 82 83 78 78 82 83 77 17 78 -1

Однако пока Республика Ингушетия является непривлекательной для инвесторов. Из табл. 2 следует, что в 2012 г. Республика занимала только 77 позицию по инвестиционному потенциалу, одной из причиной этому является политическая нестабильность.

Несмотря на это, с начала 2013 г. правительством проводится колоссальная работа для привлечения инвесторов в республику. Так, Ингушетия внесла огромный вклад в развитие туристической отрасли. У Ингушетии есть неплохой потенциал для развития туризма и этому способствуют ряд условий: благоприятная демографическая ситуация; возможности промышленного развития и др. Присоединение России к ВТО, в свою очередь, позволит обеспечить финансирование и создание внутренней инфраструктуры новейших курортов «Армхи» и «Цори»» мирового уровня, привлекая не только отечественных, но и зарубежных инвесторов, что очень положительно отразится на экономике республики.

На сегодняшний день присоединение к ВТО – это серьезный толчок для развития всех сфер не только российской экономики в целом, но и для развития каждого региона. Необходимо с максимальной пользой для национальной экономики использовать переходный период и адаптировать все отрасли и регионы к работе в условиях ВТО.

Список литературы

  1. Россия и ВТО – [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.wto.ru/ru/opinionmain.asp (дата обращения 18.05.2013 г.)
  2. Новости Ингушетии – [Электронный адрес] – Режим доступа URL: http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/018542.shtm (дата об-ращения 18.05.2013 г.)
  3. Росстат Ингушетии – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://ingstat.gks.ru/ (дата обращения 18.05.2013 г.)