С августа 2012 г. Россия стала 156 членом ВТО. На долю стран-участниц этой организации приходится 97% мировой торговли. Быть членом ВТО означает работу по правилам «открытой экономики», которая имеет как преимущества, так и определенные риски.
В связи с этим возникает вопрос: как же сложится экономическая ситуация в различных регионах нашей страны, как будет выглядеть динамика развития ведущих отраслей и региональных предприятий, в какую сторону изменится инвестиционная привлекательность субъектов России, и что это даст регионам нашей страны.
Реальные последствия присоединения России к ВТО для экономического развития региона зависят как от уровня вовлеченности субъектов Российской Федерации во внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические связи, так и от уровня конкурентоспособности региональных товаропроизводителей [1].
Плюсы и минусы, связанные с присоединением России к ВТО, свойственны, в той или иной степени, и ее субъектам. Рассмотрим возможные последствия присоединения России к ВТО для Республики Ингушетия.
Республика Ингушетия — аграрно-индустриальная, преимущественно сельская республика. По объемам производства продукции сельского хозяйства занимает в РФ 37-е место. В 2012 г. уровень безработицы в Ингушетии составил 47,9%, т.е. один из самых высоких в России [2].
Главные экспортные товары республики — это нефть и нефтепродукты. Ведущими отраслями промышленности Республики Ингушетия являются нефтедобывающая промышленность, стройиндустрия, производство нефтепродуктов и пищевая промышленность [3].
Сначала выясним возможные плюсы от присоединения России к ВТО для Республики Ингушетия.
Присоединение России к ВТО поднимет на новый уровень проблемы качества выпускаемой продукции.
Крупные предприятия республики, выпускающие качественную продукцию и экспортирующие ее в другие регионы и страны зарубежья, получат более выгодные условия осуществления внешнеэкономической деятельности.
Улучшатся экспортные показатели таких предприятий как ООО «Химреагент» (г. Карабулак) — выпуск специальных химических реагентов для нефтедобывающей отрасли, поскольку цены на нефть и продукты нефтепереработки в последнее время растут, тем самым давая дополнительный импульс к расширению производства, ООО «Мальтес-ЖБИ» (г. Карабулак) — производство железобетонных изделий, нефтегазодобывающее управление «Малгобекнефть».
Присоединение к ВТО, на наш взгляд, даст дополнительный стимул к развитию экспортных связей таким предприятиям республики, как ОАО «Минвода «Ачалуки», ООО «Химреагент», Назрановский кирпичный завод (г. Назрань), Завод легких сплавов «ВИЛС», «Ингушская мебельная фабрика» — (ст. Орджоникидзевская) — чья продукция отличается высоким качеством и сегодня является конкурентоспособной на рынках нашей страны.
Присоединение к ВТО не принесёт дополнительных проблем предприятиям республики, которые занимаются выпуском строительных материалов:
- Домостроительный комбинат (г. Малгобек) — изготовление металлочерепицы, готовых конструкций для домов, типовых остановок для общественного транспорта, киосков;
- Нестеровский кирпичный завод (ст. Нестеровская) — выпуск кирпича высокого качества;
- Назрановский кирпичный завод, (г. Назрань) — выпуск кирпича;
- ООО «Мальтес-ЖБИ» (г. Карабулак) производство железобетонных изделий.
Маловероятно, что западные производители повезут аналогичную строительную продукцию в Россию, поскольку стоимость ее будет на порядок выше, чем продукция наших производителей.
Особое место в экономике республики занимают промышленные предприятия:
- «Ингушнефтегазпром», который объединил в своем составе предприятия нефтекомплекса;
- Нефтегазодобывающее управление «Малгобекнефть»;
- Карабулакское нефтеперерабатывающее предприятие.
Эти предприятия оснащены по последнему слову техники, а их продукция находит сбыт не только в республике, но и далеко за ее пределами.
Все это приведет к расширению и усилению в Ингушетии конкурентоспособных предприятий, увеличится и количество рабочих мест, что сократит безработицу.
Важно подчеркнуть, что республика входит в тридцатку ведущих регионов страны по производству зерна, подсолнечника, молока, мяса и других основных видов сельскохозяйственной продукции. Ведь Республика Ингушетия — преимущественно аграрный регион, у которого 222,2 тыс. га пахотных земель. Присоединение России к ВТО откроет для сельского хозяйства, как новые перспективы, так и создает дополнительные сложности. Исходя из этого, республике необходимо осуществлять переход на новый технологический уровень, обеспечить создание современной инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки продукции и, тем самым, стимулировать дальнейший рост конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей.
Как известно, присоединение России к ВТО предполагает целый ряд условий, из которых применительно к Ингушетии необходимо выделить следующие:
- Отмена субсидий на сельское хозяйство (одно из главных условий присоединения России к ВТО) — скорее всего, республиканский Минсельхоз и Крестьянское (фермерское) хозяйство, будут фактически ликвидированы;
- Последовательное повышение цен на энергоносители (газ, электричество, топливо) до уровня стран — членов ВТО. Это означает, что долги республики за газ и электричество вырастут в несколько раз;
- Отмена импортных ввозных пошлин: на продуктовый рынок страны хлынет массовый и дешевый импорт — фактически это означает коллапс многих производителей республики, т.к. по затратам и качеству продукции они не конкурентоспособны по сравнению с импортными товарами;
- Вне всяких сомнений предстоит сокращение бюрократического аппарата (вследствие сокращения дотаций);
- Население республики будет больше покупать машины иностранных автопроизводителей (они подешевеют из-за снижения ввозных пошлин) — автосервисы, рассчитанные на отечественный автопром, ожидает кризис.
Важно отметить, что республике, экономика которой на 98% датируется из федерального центра, следует задуматься о том, что ее ожидает в ближайшие 10 лет.
Экономика Республики Ингушетия нуждается в модернизации, поэтому в перспективе продолжат работу на рынке только конкурентные производители. Один из путей для модернизации — привлечение инвестиций для увеличения темпов экономического роста.
Из таблицы 1 следует, что пока Республика Ингушетия по инвестиционному риску занимает только 81 позицию (из 83 возможных в России). Особенно велик социальный и управленческий риски, значителен и финансовый риск. Следовательно, пока Республика не является привлекательной для инвесторов.
Регион (субъект федерации) | Ранг риска, 2012 год | Средне-взвешенный индекс риска, 2012 год | Изменение индекса риска 2012 году к 2011 году, увеличение(+), снижение(-) | Ранги составляющих инвестиционного риска в 2012 году | ||||||
Социа-льный | Экономи-ческий | Финан-совый | Крими-нальный | Экологи-ческий | Управ-ленческий | Изменение ранга риска, 2012 год к 2011 году | ||||
Белгородская область | 1 | 0.164 | 0,004 | 4 | 7 | 15 | 11 | 5 | 28 | 1 |
Краснодарский край | 2 | 0.169 | 0,014 | 14 | 3 | 19 | 16 | 10 | 7 | -1 |
Липецкая область | 3 | 0.173 | 0,010 | 3 | 12 | 14 | 12 | 30 | 16 | 0 |
Санкт –Петербург | 4 | 0.178 | 0,009 | 2 | 15 | 2 | 41 | 45 | 29 | 1 |
… Республика Дагестан | 78 | 0,493 | 0,014 | 71 | 8 | 79 | 83 | 20 | 73 | 1 |
Камчатский край | 79 | 0,494 | 0,063 | 47 | 75 | 78 | 81 | 70 | 74 | -3 |
Республика Калмыкия | 80 | 0,495 | 0,013 | 82 | 60 | 76 | 54 | 47 | 78 | 0 |
Республика Ингушетия | 81 | 0,564 | 0,026 | 76 | 79 | 82 | 80 | 31 | 82 | 0 |
Республика Тыва | 82 | 0,579 | 0,007 | 83 | 38 | 81 | 50 | 60 | 81 | 0 |
Чеченская республика | 83 | 0,600 | -0,016 | 74 | 78 | 83 | 82 | 19 | 66 | 0 |
Регион (субъект федерации) | Ранг потен-циала, 2012 год | Доля в общерос-сийском потенциале 2012 годы, % | Изменение доли в потенциале, 2012 году к 2011 году, п.п. | Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2012 году | |||||||||
Трудо-вой | Потре-битель-ский | Произ-водный | Финан-совый | Инсти-туцио-наль-ный | Инно-ваци-онный | Инфра-струк-турный | Природ-ный | Турис-тиче-ский | Изме-нение ранга потен-циала, 2012 году к 2011 году | ||||
Москва | 1 | 14,832 | 0,120 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 82 | 1 | 0 |
Московская область | 2 | 6,249 | 0,061 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 49 | 3 | 0 |
Санкт-Петербург | 3 | 5,434 | 0,202 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 83 | 4 | 0 |
Свердловская область | 4 | 2,723 | 0,099 | 8 | 4 | 5 | 5 | 7 | 7 | 46 | 13 | 5 | 1 |
… Магаданская область | 73 | 0,341 | 0,002 | 79 | 77 | 72 | 77 | 79 | 50 | 72 | 14 | 79 | 1 |
Карачаево-Черкесская республика | 74 | 0,338 | 0,001 | 72 | 75 | 76 | 76 | 75 | 72 | 50 | 60 | 34 | 1 |
Республика Хакасия | 75 | 0,332 | -0,020 | 75 | 72 | 68 | 72 | 69 | 81 | 66 | 32 | 77 | -2 |
Республика Адыгея | 76 | 0,318 | -0,012 | 74 | 73 | 77 | 74 | 70 | 77 | 39 | 80 | 73 | 0 |
Республика Ингушетия | 77 | 0,314 | 0,065 | 76 | 76 | 83 | 75 | 80 | 82 | 17 | 81 | 75 | 1 |
Чукотский автономный округ | 80 | 0,248 | -0,011 | 82 | 83 | 78 | 78 | 82 | 83 | 77 | 17 | 78 | -1 |
Однако пока Республика Ингушетия является непривлекательной для инвесторов. Из табл. 2 следует, что в 2012 г. Республика занимала только 77 позицию по инвестиционному потенциалу, одной из причиной этому является политическая нестабильность.
Несмотря на это, с начала 2013 г. правительством проводится колоссальная работа для привлечения инвесторов в республику. Так, Ингушетия внесла огромный вклад в развитие туристической отрасли. У Ингушетии есть неплохой потенциал для развития туризма и этому способствуют ряд условий: благоприятная демографическая ситуация; возможности промышленного развития и др. Присоединение России к ВТО, в свою очередь, позволит обеспечить финансирование и создание внутренней инфраструктуры новейших курортов «Армхи» и «Цори»» мирового уровня, привлекая не только отечественных, но и зарубежных инвесторов, что очень положительно отразится на экономике республики.
На сегодняшний день присоединение к ВТО — это серьезный толчок для развития всех сфер не только российской экономики в целом, но и для развития каждого региона. Необходимо с максимальной пользой для национальной экономики использовать переходный период и адаптировать все отрасли и регионы к работе в условиях ВТО.