На сегодняшний основание увольнения в «связи с утратой доверия» применятся лишь в отношении некоторых должностных лиц: прокуроров [1], сотрудников следственного комитета [2], военнослужащих [3] и в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации [4], в том числе и в отношении муниципального служащего[5], но не в отношении глав муниципального образования.
Считаем, необходимо изменить процессуальный механизм отрешения от должности главы муниципального образования, который не предусмотрен на сегодняшний день в нормативно-правовых актах, а именно предлагаем вернуть формулировку «связи с утратой доверия» как одно из оснований освобождения (далее отзыва) от должности. Основанием является не соответствия правовой природе «решения или действия (бездействия) главы муниципального образования в случае их подтверждения в судебном порядке» института отзыва, основанного на утрате доверия избирателей. Кроме того, многие отечественные ученые не раз отмечали, что правовая категория «утрата доверия» является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной, демократии, но и народовластия в целом.[6]
Считаем целесообразным заменить пункт 2 статьи 24 «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования» ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», следующим образом:
Пункт 2. Статьи 24 [7] «Основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить утрата доверия, а также иные основания, закрепленные в уставе муниципального образования и законодательстве субъекта Российской Федерации».
Так же считаем, не законным отрешения от должности главы муниципального образования, в котором «последнее слово» высказывает глава субъекта. Считаем такое действие, нарушает один из основных принципов построения местного самоуправление. В связи с этим, считаем целесообразным изложить Статью 74. «Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством» ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следующим образом:
«Высшее должностное лицо субъекта РФ, решая вопрос об отрешении от должности главы муниципального образования учитывает мнение представительного органа самоуправления, на основании чего издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:»
Отрешение от должности главы муниципального образования главой субъекта противоречит не только провозглашенным принципам организации местного самоуправлении в частности ч. 5 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» где говорится о том, что - «Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования» (но никак главе субъекта), но и «Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года» [8] - «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть, публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного самоуправления»
Так же, на сегодняшний день остается неясно сущность такого основания расторжения контракта с главой местной администрации, как «отставка». Сам термин «отставка» используется в качестве основания прекращения служебных отношений и на других видах службы, в частности военной и правоохранительной. Однако отставка государственных служащих обычно связывается с достижением ими предельного возраста.
По мнению Чаннов С.Е. вполне очевидно, что отставка главы местной администрации, предусмотренная законодательством Российской Федерации, представляет собой иной случай. Закон не увязывает отставку с достижением главы местной администрации какого-либо возраста, наличием у него определенной выслуги лет. Глава местной администрации может уйти в отставку по собственному желанию. Влечет ли отставка автоматическое прекращение муниципально-служебных отношений или она требует подтверждения второй стороны (представителя нанимателя)? Прямого ответа на этот вопрос законодательство о местном самоуправлении и муниципальной службе России опять-таки не содержит. [9]
Представляется, что отставка является единственным предусмотренным законом способом для главы местной администрации прекратить свои служебные отношения. И в этом смысле отставка приобретает очевидное сходство с увольнением по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ)
Анализ текста ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающего отрешение главы муниципального образования, а также его отправление в отставку свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования закона.