Во все времена семья признавалась основной и естественной ячейкой общества и обладала правом на защиту со стороны общества и государства. Одновременно с этим, она обладает особыми возможностями для воспитания и формирования человека, так как ребенок начинает свою жизнь именно в ней: усвоенные образцы поведения и основные ценности закладываются в его психику посредством социализации и развития в семье.
Преступность в семейной сфере, как и в любом другом случае, является результатом взаимосвязанных элементов — злоумышленника, его противоправных действий или бездействий и потерпевшего, между которыми сложные отношения. Без всестороннего изучения потерпевшего, его отношений с преступником и роли каждого в криминогенной семейной ситуации, а также факторов, которые существуют в обществе и определяют социальное сознание и менталитет ее членов, невозможно проводить эффективную работу по предупреждению насильственных преступлений в семье
На данный момент законодательство Российской Федерации, к сожалению, не имеет эффективного механизма противодействия бытовому насилию, что существенно влияет на ситуацию в этой сфере. Отчасти это связано с тем, что до сих пор нет единого, четкого и легитимного толкования такого термина, как «бытовое насилие», как в области науки, так и в НПА РФ.
С точки зрения Е. П. Агапова, «насилие в семье», или «бытовое насилие», — это умышленное причинение физического и психологического вреда и страданий членам семьи, в том числе угрозы совершения таких действий, как принуждение, лишение личной свободы. Иными словами, насилие — это действие, посредством которого они добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля над поведением, мыслями и чувствами другого человека»[1].
В. И. Шахов рассматривает домашнее насилие как «незаконное, общественно опасное физическое, психическое или сексуальное воздействие на лицо, имеющее устойчивую тенденцию к эскалации и высокую вероятность повторения одного члена семьи на другом, совершенное против воли или против воли потерпевшего, независимо от фактических последствий такого воздействия»[2].
А.С.Пащенко под домашним насилием подразумевает «противоправное, с применением физической или психической силы по отношению к членам семьи деяние, применяемое против их воли с целью причинения боли, обиды, физического стеснения (ограничения) как угрозы или наказания для того, чтобы вынудить людей совершить нежелательные для них действия»[3].
Обобщая все вышесказанное, термин «насилие в семье» можно объяснить как противоправное, общественно опасное деяние со стабильной тенденцией к эскалации и высокой вероятностью повторения, осуществляемое с применением физической и/или психической силы, с целью осуществления полного контроля над поведением, мыслями, чувствами другого лица.
Конечно, насилие в семье — это действительно страшное и опасное социальное явление, с которым нужно бороться. Однако для того, чтобы правильно выбрать пути решения этой социальной проблемы, прежде всего, необходимо понять причины ее возникновения и широкого распространения.
Основными факторами возникновения и проявления бытового насилия являются:
- культурный фактор-в патриархальных семьях физическое насилие в отношении женщин и детей часто воспринимается как норма;
- социальный фактор-принадлежность семьи к низшим слоям общества, зависимость от алкоголя или психотропных веществ, принадлежность любого из членов семьи к преступным группировкам;
- экономический фактор-занятость только одного из супругов, следовательно, и полная финансовая зависимость одного партнера от другого;
- правовой фактор-отсутствие должного отношения сотрудников правоохранительных органов к проблеме бытового насилия, повсеместная правовая неграмотность населения.
Одним из главных недостатков российского законодательства, касающегося бытового насилия и насилия вообще, в настоящее время является недостаточное наказание за физическое насилие, а следовательно, и недостаточная защищенность общества.
Из заявления главы МВД Владимира Колокольцева стало известно, что к концу сентября 2018 года сотрудники полиции зафиксировали более 164 тысяч случаев побоев, из которых только 7 тысяч были расследованы как уголовное преступление[4]. Главной проблемой, по словам министра, стало то, что суды предпочитают штрафы (до 30 тысяч рублей) в виде санкции за побои, а не привлечение обвиняемого к обязательным работам (до 120 часов) или административному аресту (до 15 суток), что не совсем соответствует целям и задачам самого наказания.
Однако в России существует множество некоммерческих организаций и кризисных центров, которые занимаются профилактикой и борьбой с бытовым насилием.
К основным задачам организаций по борьбе с насилием относятся:
- Введение бесплатного телефона доверия для жертв бытового насилия, а также для детей и подростков, ставших свидетелями жестокого обращения с членами семьи;
- Оказание различных видов помощи жертвам бытового насилия;
- Активная пропаганда борьбы с бытовым насилием в средствах массовой информации;
- Организация семинаров, лекций и тренингов для сотрудников правоохранительных органов, юристов, медицинских работников, работников кризисных центров и др.;
- Проведение опросов населения на тему бытового насилия, а также дальнейший анализ полученных данных и формирование статистики по стране, региону и области.
Каждый год организации по борьбе с домашним насилием получают сотни тысяч звонков от людей, ставших жертвами домашних тиранов, помогают женщинам и детям обрести свободу и безопасность, но этого порой бывает недостаточно.
К сожалению, на данный момент, сотрудники всех правоохранительных органов остаются едва ли не единственной реальной силой, способной остановить насилие в семье и предотвратить виктимизации ее членов. Они имеют необходимые уголовно-правовые средства принудительного воздействия на преступника, а также средства защиты, убеждения и помощи пострадавшему, если же они использовались правильно и своевременно, то по результатам проведенного анкетирования, после обращения потерпевшего, насильственные действия в семье пострадавшего прекратилось или уменьшилось примерно вдвое.
Привлечение к этой работе специалистов-психологов, практических психологов кризисных центров, которые будут работать с конфликтной семьей, индивидуальные консультации с ее членами, семейные тренинги, с взаимодействием с участковым. В то же время мы ожидаем положительного влияния такой работы как на членов семьи, так и на работников органов внутренних дел, которые впоследствии работают с такой семьей. Учитывая количество домашних преступлений и их постоянный рост, деятельность сотрудников МВД по предотвращению домашнего насилия должна включать индивидуальный подход, понимание семейных проблем, желание понять и помочь в каждом конкретном случае. Эффективность такой работы следует оценивать по результату, который заключается в том, стал ли снова человек жертвой домашнего насилия, или процесс виктимизации был остановлен.