Проблема насилия в детской и подростковой среде

NovaInfo 130
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

Современные дети и подростки живут в трудное время. Напряженная социальная и идеологическая обстановка оказывают свое влияние в формировании личности с различными отклонениями в развитии. Ребенок подвергается влиянию «из вне», что в дальнейшем приводит к асоциальному и аутодеструктивному поведению. Процесс вхождения во «взрослую жизнь» часто проявляется в форме агрессивного поведения, что непосредственно ведет к насильственным действия. Насилие в образовательной среде – остросоциальная проблема. Пережитое насилие в детском возрасте нередко приводит к отдаленным последствиям, оказывает прямое влияние на всю дальнейшую жизнь жертвы, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические отношения и «запускать» особые жизненные сценарии.

Ключевые слова

АГРЕССИЯ, АБЬЮЗ, НАСИЛИЕ

Текст научной работы

В последние годы тема насилия является остросоциальным вопросом. Каждый второй ученик образовательного учреждения сталкивается с психологической жестокостью, буллингом и травлей со стороны сверстников. Кроме того, некоторые формы проявления насилия носит характер постоянного паттерна.

Наиболее точное определение насилию дал М. Глассер. Он определяет насилие как «намеренное причинение телесного повреждения другому человеку», где подчеркивает нарушение границ тела и относит насилие к сознательным действиям и разделяет насилие на агрессию и садизм. С биологической точки зрения агрессия — реакция на опасность. Ее цель состоит в том, чтобы исключить, устранить опасность, а в садизме — цель причинить физическое эмоциональное страдание.

Главная цель насилия — воздействовать на индивида с целью проявления и совершения поступков или действий против его воли, а также испытания отрицательных чувств. Если воздействия соответствуют или не противоречат желанию человека, то они не расцениваются как насилие (по крайней мере, как психологическое). Все зависит от субъективного восприятия физических и психологических воздействий на себя. Если они идут против желаний человека сохранить телесную или моральную целостность, а также имеют намерение унизить его, то он расценивает эти воздействия как проявление насилия.

Насилие в детском и подростковом возрасте представляет особую опасность, так как насильственные действия нарушают не только благополучие ребенка в процессе непосредственного переживания ситуации насилия, но и негативно влияют на сам процесс социализации. Как подчеркивают И.А. Баева и Л.А. Гаязова, насилие в отношении детей подростков несет в себе угрозу «получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т.е. возникает препятствие на пути самоактуализации».

Особое место насилие со стороны сверстников, поскольку сверстники являются для подростка референтной группой. Внутри группировок подростки делятся на лидеров, предпочитаемых и принимаемых; некоторые подростки остаются изолированными, не принятыми ни в одну из групп. Именно в системе межличностных отношений со сверстниками в подростковой группе зачастую проявляются разные формы насилия, и, соответственно, запускается феномен виктимизации.

Несмотря на широкую распространенность проблемы школьного насилия, сами жертвы насилия зачастую не говорят об этом никому. Лишь десятая часть подростков рассказывает о случившемся родителям, и двадцатая часть обращается за помощью к учителям, администрации школы или школьному психологу. Остальные пытаются решить проблему самостоятельно.

Причины детской и подростковой жестокости кроются в жизни всего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, средства массовой информации. Истоки жестокого поведения мы можем найти как в школе, так и дома. Чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру.

Необходимо отметить, что отношения в детской и подростковой среде — это зеркальное отражение отношений к ним родителей, педагогов и всего окружающего мира. Именно поэтому так важно, чтобы вокруг детей и подростков царила атмосфера любви, взаимопонимания, доверия.

В результате проведения Фрейбургской анкеты, направленной на выявление и развитие физической агрессивности с выраженной жестокостью, были получены следующие данные.

Каждый второй из опрошенных подростков хоть раз в своей школьной жизни сталкивался с «абьюзом», нападениями со стороны сверстников и недопонимаем, которое порождало враждебность. В учебных заведениях и за их стенами чаще всего среди подростков распространено как физическое, так и эмоциональное насилие в виде насмешек и систематической необоснованной критики. Лишь половина способна справится с давлением со стороны сверстников. Остальная часть подростков склонна к «удушью». У насилия нет четких возрастных границ и гендерного разделения. Проявления различных форм агрессии обусловлены одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, девочки отдают предпочтение вербальной форме агрессии.

Каждый человек может внести посильный вклад в профилактику насилия среди молодежи. Для этого необходима работа каждого: начиная от самого ученика, заканчивая вышестоящими работниками. Кроме того, необходимо взять под контроль работу школьных психологов, которые, как нам кажется, должны первыми узнавать о существующих проблемах среди детей и подростков. Нехватка эмпирических методов по выявлению детей, подвергавшихся агрессии и «абьюзу», а также опыта затрудняют поиск эффективных превентивных мер по ликвидации насилия. Общество нуждается в безопасной и свободной от насилия в школе.

Читайте также

Список литературы

  1. Зиновьева, Н., Михайлова, Н. Психология и психотерапия насилия. Учебник. — Санкт-Петербург: Изд-во Речь, 2003. — 242 с.
  2. Гогицаева, О., Гобаева, И. Проблема насилия среди подростков [Электронный ресурс]. — https://son-net.info/problema-nasiliya-sredi-podrostkov/ — (Дата обращения: 15.12.21)
  3. Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде [Электронный ресурс]. — https://spc-besh.schools.by/pages/effektivnye-formy-i-metody-profilaktiki-konfliktov-nasilija-i-zhestokosti-v-detskoj-i-podrostkovoj-srede-metodicheskie-materialy-chast-3 — (Дата обращения: 21.10.21)

Цитировать

Сафьянова, А.С. Проблема насилия в детской и подростковой среде / А.С. Сафьянова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 130. — URL: https://novainfo.ru/article/18872 (дата обращения: 23.01.2022).

Поделиться