Можно спорить о проблеме психологических последствий технического прогресса, но в современном мире возникает настоятельная необходимость использования в педагогической практике новых Интернет-технологий (3, С.81).
Исследования ученых в области оптимизации учебного процесса высшей школы в условиях компетентностного подхода (И. Александров, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур и др.) доказывают необходимость внедрения модульного обучения с использованием инновационных технологий обучения.
Так, по мнению И.А. Зимней «реализация компетентностного подхода связана с идеей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного образования» (5,С.70). Что по мнению Э.Ф. Зеера требует поиска новых образовательных технологий (4, С. 118).
Анализ работ М.В. Воронова, Т.И. Рицковой, В.А. Толкачёва и др. позволяет говорить о разнообразных возможностях Интернета. Широкое применение в учебном процессе находят такие средства обучения как мультимедийные и портальные технологии, веб-квест, блог-технологии и др.
Особый научно-практический интерес вызывает организация самостоятельных и аудиторных работ студентов на основе портальных технологий.
Как показывает практика на портале необходимо размещать учебно-методические материалы, публикации преподавателей кафедры (7, С.7), информацию для студентов, библиотеку студенческих работ и отчетов, wiki-проекты и др.(6, С.58). За счет этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, вузовский портал несет максимальную информационную нагрузку в образовательном процессе (7, С.77).
Кроме этого, посредством портальной технологии устанавливается диалог между преподавателем и студентом. Это становится возможным благодаря размещению на портале вуза тезисов предстоящей лекции. Таким образом, студент из объекта учебного процесса превращается в субъект деятельности, так как должен познакомиться с текстом лекции, проработать вопросы, найти значение понятий. Итак, на лекцию студент приходит подготовленным. В ходе лекции студент делает пометки, задает вопросы преподавателю, уточняет термины.
Таким образом, эффективность усвоения материала повышается по сравнению с традиционным проведением лекции.
Кроме того, на портале вуза преподаватель размещает задания и упражнения для самостоятельной работы студентов. Наиболее значимыми, по мнению Ш. Ш. Адинаева, М.Р. Закировой и др., являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты получают доступ к размещенным каталогам и материалам. В них можно найти и популярные, и редкие материалы, книги, документы, учебники и учебные пособия, наличие которых в электронном варианте помогает студентам при подготовке к лекционным, семинарским и лабораторно-практическим занятиям, а также при написании рефератов, докладов (1, С.147).
Вышесказанное позволяет сделать два важных вывода: 1-й — реализация компетентностного подхода требует применения информационно-коммуникационных технологий;
2-й — самостоятельные и аудиторные работы учебно-познавательной деятельности студента необходимо преподавателю организовать.