Инновационные технологии обучения — залог формирования субъектно-ориентированного студента

NovaInfo 15, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В современном мире возникает необходимость внедрения в высшей школе на основе компетентностного подхода модульного обучения с использованием инновационных технологий обучения. Посредством портальных технологий происходит формирование субъектно-ориентированного студента.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПОРТАЛ ВУЗА, СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СТУДЕНТ

Текст научной работы

Можно спорить о проблеме психологических последствий технического прогресса, но в современном мире возникает настоятельная необходимость использования в педагогической практике новых Интернет-технологий (3, С.81).

Исследования ученых в области оптимизации учебного процесса высшей школы в условиях компетентностного подхода (И. Александров, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур и др.) доказывают необходимость внедрения модульного обучения с использованием инновационных технологий обучения.

Так, по мнению И.А. Зимней «реализация компетентностного подхода связана с идеей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного образования» (5,С.70). Что по мнению Э.Ф. Зеера требует поиска новых образовательных технологий (4, С. 118).

Анализ работ М.В. Воронова, Т.И. Рицковой, В.А. Толкачёва и др. позволяет говорить о разнообразных возможностях Интернета. Широкое применение в учебном процессе находят такие средства обучения как мультимедийные и портальные технологии, веб-квест, блог-технологии и др.

Особый научно-практический интерес вызывает организация самостоятельных и аудиторных работ студентов на основе портальных технологий.

Как показывает практика на портале необходимо размещать учебно-методические материалы, публикации преподавателей кафедры (7, С.7), информацию для студентов, библиотеку студенческих работ и отчетов, wiki-проекты и др.(6, С.58). За счет этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, вузовский портал несет максимальную информационную нагрузку в образовательном процессе (7, С.77).

Кроме этого, посредством портальной технологии устанавливается диалог между преподавателем и студентом. Это становится возможным благодаря размещению на портале вуза тезисов предстоящей лекции. Таким образом, студент из объекта учебного процесса превращается в субъект деятельности, так как должен познакомиться с текстом лекции, проработать вопросы, найти значение понятий. Итак, на лекцию студент приходит подготовленным. В ходе лекции студент делает пометки, задает вопросы преподавателю, уточняет термины.

Таким образом, эффективность усвоения материала повышается по сравнению с традиционным проведением лекции.

Кроме того, на портале вуза преподаватель размещает задания и упражнения для самостоятельной работы студентов. Наиболее значимыми, по мнению Ш. Ш. Адинаева, М.Р. Закировой и др., являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты получают доступ к размещенным каталогам и материалам. В них можно найти и популярные, и редкие материалы, книги, документы, учебники и учебные пособия, наличие которых в электронном варианте помогает студентам при подготовке к лекционным, семинарским и лабораторно-практическим занятиям, а также при написании рефератов, докладов (1, С.147).

Вышесказанное позволяет сделать два важных вывода: 1-й — реализация компетентностного подхода требует применения информационно-коммуникационных технологий;

2-й — самостоятельные и аудиторные работы учебно-познавательной деятельности студента необходимо преподавателю организовать.

Читайте также

Список литературы

  1. Адинаев Ш.Ш. Организация самостоятельной работы студентов в среде информационно-коммуникационных технологий / Ш.Ш. Адинаев, М.Р. Закиров // Казанский педагогический журнал. – 2010. –№4. –С. 145-150.
  2. Воронов М.В. Интернет в современном образовании: проблемы, перспективы /М.В. Воронов, В.А. Толкачев //Высшее образование. – 2010. – №8/9. – С. 50-55.
  3. Емелин В.А. Психологические последствия развития информационных технологий / В.А. Емелин, Е.И. Рассказов, А.Ш. Тхостов // Национальный психологический журнал. – 2012. – №1. –С.81-87.
  4. Зеер Э.Ф. Проблемное поле научной школы «психология профессионального развития» / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2010. – №11(79). – С. 118-126.
  5. Зимняя И.А. Реализация компетентностного подхода / И.А. Зимняя // Высшее образование в России. – 2007. –№11. –С. 66-72.
  6. Рицкова Т.И. Организация СРС на базе портальных технологий / Т.И. Рицкова // Высшее образование в России. – 2010. – №8/9. –С. 56-60.
  7. Сугак Д.Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза / Д.Б. Сугак // Высшее образование сегодня. –2011. – №5. – С. 27-30.

Цитировать

Кубашева, О.В. Инновационные технологии обучения — залог формирования субъектно-ориентированного студента / О.В. Кубашева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 15. — URL: https://novainfo.ru/article/1779 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться