Менеджмент в образовании

№15-1,

экономические науки

Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. В статье речь идёт о важнейших показателях усиления общественного характера управления образованием.

Похожие материалы

На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями [1]:

  1. Установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре – профессиональных.
  2. Законодательно закреплены типы образовательных систем – семь, виды образовательных учреждений, виды высших учебных заведений – три.
  3. В системе образования закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более трёхсот специальностей высшего профессионального образования.

В основе управления системой образования лежит Закон ПФ «Об образовании» Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации.

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явились договоры между Министерством образования и науки и субъектами РФ. Делегирование полномочий и ответственности на региональный уровень предполагает чёткое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемый на определённый орган управления ответственностью и теми материально-финансовыми ресурсами, которыми он располагает. В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержании, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Особенностью образовательного учреждения на современном этапе является то обстоятельство, что являясь некоммерческой организацией, образовательное учреждение согласно Закону РФ «Об образовании» может осуществлять (что на практике и осуществляется) практически любую предпринимательскую, то есть коммерческую деятельность. Термин «некоммерческая» относится к организациям, не ставящим своей главной целью получение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая организация не может получать прибыль.

В условиях реформирования образования и поисков новых способов финансирования образовательных учреждений нормативно-правовая база, регулирующая деятельность образовательных учреждений по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, активно формируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также непосредственно в образовательном учреждении в виде Устава учреждения и локальных нормативных актив. Права и обязанности потребителей платных образовательных услуг в настоящее время чётко определены действующим законодательством, в частности Законом РФ «О защите прав потребителей».

Образовательные учреждения независимы в своей деятельности (статья 32 Закона РФ «Об образовании»): самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, осуществлении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, типового положения образовательного учреждения и его Устава.

Сегодня мир живет в период перехода общественного сознания к тезису непрерывное образование в течение всей жизни. Причем следует отметить, что, по многим экспертным оценкам, период существенного обновления знаний в современной науке и практике соответствует примерно пяти годам. Этот ориентир показывает, что нельзя один раз получить даже очень хорошее образование, достаточное для всей жизни. Багаж знаний специалиста должен обновляться практически непрерывно, даже если он работает в одной и той же области [2].

Новые информационные технологии послужили основой концепции открытого образования, с широким набором профилированных программ и факультативов, с возможностью персонального выбора. По мнению ряда экспертов в XXI веке публичное образование будет более индивидуализированным, будет меньше привязано к конкретному месту и расписанию, акцент будет сделан именно на электронном образовании.

В области развития информационной среды образования необходимо решать следующие задачи [3]:

  1. Распространение современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями.
  2. Организация электронных библиотек и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам.
  3. Развитие единой телекоммуникационной образовательной сети в регионах и городах.
  4. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
  5. Создание сервисных служб, осуществляющих обслуживание программно-аппаратных информационных средств образовательных учреждений разного уровня.
  6. Мониторинг информационных ресурсов региона, города.
  7. Организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии.
  8. Создание центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса.

Список литературы

  1. Захарчук Л.А. Экономика образовательных учреждений: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. –(Профессиональное образование). – С.12
  2. Кроль В.М., Сотникова Е.Д., Сивергин М.Ю. TV-обучение: история и неизбежность взрывного» роста // Образование и общество [научный, информационно-аналитический журнал] – Режим доступа: http://education.rekom.ru/6_2007/51.html
  3. Информационная среда науки и образования // Экономика и образование сегодня [Электронный ресурс]: Ежеквартальный журнал об образовании и науке – Режим доступа: http://www.eed.ru/about/