Подготовка учителей физики к работе с одаренными детьми

№16-1,

педагогические науки

В настоящее время одной из главных задач российской образовательной политики является выстраивание системы поиска и поддержки одаренных детей. Для выполнения этой задачи учителю нужно проделать очень большую работу, например, определиться с понятием одаренности, выбрать методы и выстроить систему ее выявления, продумать методику развития одаренности и многое другое. К сожалению, не многие к этому готовы. В данной статье рассматриваются особенности подготовки учителя физики к работе с такими детьми.

Похожие материалы

О том, какими качествами должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми, сказано уже немало.

Мысль о том, что квалифицированным учителя должны быть «отданы» именно одаренные дети, имеет оттенок дискриминации. Многие уверены, что одаренные дети проявят свои способности при любых обстоятельствах. Между тем некоторые учителя предпочитают у себя в классе вообще не иметь одаренных детей.

Существуют программы, определяющие пригодность учителя для работы с одаренными детьми. В программе «Astor» для интеллектуально одаренных детей наиболее четко выделены те специфические качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми.

Таблица 1. Специфические качества учителя

Качества учителя

1

Быть доброжелательным и чутким.

2

Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.

3

Иметь опыт работы в учреждениях для детей.

4

Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

5

Иметь широкий круг интересов и умений.

6

Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.

7

Иметь живой и активный характер.

8

Обладать чувством юмора.

9

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

10

Иметь творческое, возможно нетрадиционное личное мировоззрение.

11

Иметь специальную последовательную подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Готовность учителя работать с одаренными детьми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специальной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего количества учащихся. Исходным моментом является то, что в классах, укомплектованных детьми с разными способностями и возможностями, должны работать только те учителя, которые имеют для этого все необходимые качества.

Исследователи и специалисты в области подготовки кадров для обучения одаренных детей разработали ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать воспитатели одаренных детей [1,2]. Ими был составлен следующий список профессиональных умений:

  1. строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  2. модифицировать учебные программы;
  3. стимулировать когнитивные способности учащихся;
  4. работать по специальному учебному плану;
  5. консультировать учащихся.

Трудно предположить, что можно сразу найти учителей, обладающих такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения одаренных школьников. Таким образом, педагогическая администрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих выделенным требованиям (см.табл.2), но и постоянно заниматься специальной подготовкой кадров.

Таблица 2. Принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми:

Принцип

1

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.

2

К учителям, работающим с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования.

3

Школьная администрация должна своевременно выявлять учителей, которые не могут или не хотят работать с малолетними одаренными детьми.

4

Позитивная Я - концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими воспитанниками, а значит, не может вызвать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.

5

Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно связанной с опытом практической работы.

6

Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей.

7

Учителя одаренных детей должны разбираться в специальных программах для школьников и учитывать опыт других учителей при совершенствовании программ.

8

Для разработки программ учителям необходимо разбираться в разнообразных дисциплинах.

9

Правильный выбор учебного материала также характеризует уровень учителя.

10

В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать детей.

11

При подборе учителей для одаренных детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре.

Как уже отмечалось ранее для развития творческих способностей учащихся учителю нужно в учебном процессе использовать следующие приемы и способы:

  1. Создание проблемных ситуаций и привлечение учащихся к поискам решения возникших проблем.
  2. Организация занятий по разработке способов усовершенствования приборов, установок.
  3. Организация поиска различных способов решения одной и той же задачи.

Для выработки способности к сотрудничеству полезна организация групповой работы по выполнению тех или иных заданий практического характера (например, лабораторных работ), когда учащиеся сами определяют функции каждого из участников выполнения задания (например, теоретика, конструктора, исполнителя замысла и т.п.). Известно, что многие творчески работающие учителя систематически организуют такого рода групповые поиски учащихся. При этом предпринимаются меры к тому, чтобы при выполнении различных заданий изменялись выполняемые учащимися функции[3].

Для развития фантазии оказывает положительное влияние решение качественных задач, требующих не только знаний фактического материала, но и умение оперировать им в новой, нестандартной ситуации[3]. Например: «Что необходимо предпринять, чтобы весной, во время таяния снега, задержать по возможности всю получаемую при этом влагу в почве на участках, расположенных на склонах гор, чтобы вода не стекала с гор в низины, а задерживалась в почве, поглощаясь ею?».

Учащиеся при этом высказывают различные предположения, которые коллективно анализируются и, в конечном итоге, отбираются наиболее простые, доступные способы (например, засыпание золой или сажей поперечных полос на склоне).

В Х классе учащиеся с интересом решают такую задачу[3]: «Придумать способ определения длины проволоки, свернутой в моток, не разматывая мотка, не производя непосредственных измерений длины». Учащиеся предлагают до 5 способов решения этой задачи. Решение оказывается наиболее успешным, когда каждый из предложенных способов осуществляется практически в классе.

Для проверки знаний, умения применять их на практике, развития фантазии весьма полезны качественные задачи-вопросы типа: что произойдет, если…? Это задачи на прогнозирование явлений в новой измененной ситуации. Например: «Что произойдет, если бутылку с водой вынести на мороз и оставить её на некоторое время (например, на ночь)?».

Или задачи типа: «Что нужно сделать для того, чтобы...?». Например, «Что нужно сделать для того, чтобы…?». Например, «Что нужно сделать в жаркую погоду, чтобы уменьшить испарение влаги из почвы, где посажены овощи?» или «Вы достали из холодильника флакон с какой-либо жидкостью и не можете открыть пробку. Что нужно сделать, чтобы, не прилагая больших усилий, открыть флакон?».

Полезно также решение задач вида: «Почему так делают?» или «Для чего это делают?».

Для развития способностей к изобретениям, открытиям полезно систематически предлагать учащимся задания, требующие от них изобретательской смекалки. Например, разработать электрическую схему какого-нибудь устройства и т.д.

Каждый учитель, работая с одаренными детьми, может применить любую другую систему заданий и задач по различным разделам школьного курса физики.

Список литературы

  1. Педагогические условия развития творческих способностей уч-ся: Лек-ция. Челябинский гос-ый пед-ий институт.— 1995. – 12с.
  2. Пономарева А.В. Выявлять и развивать способности учащихся.//Физика в школе.-1964.-№1.
  3. Малофеев Р.Д. Творческие задания по физике. - М.: «Просвещение», 1979.-86с.