В настоящее время, в связи с бурным развитием виртуальной среды, стало наиболее актуальным развивать у ребёнка творческое абстрактное мышление, способность фантазировать, создавать новое. Однако чрезмерное погружение в виртуальный мир стирает грани реальности. Для гармоничного развития и сохранения баланса между виртуальным и реальным миром необходимо не только умение работать в виртуальной среде, но и умение общаться. Для подростка не только важно, чтобы его выслушали и поняли в среде сверстников, но и взрослые люди, старшие товарищи, важно научиться аргументированно выражать свои мысли.
Современные обучающие методики ориентированы в первую очередь на интеллектуальное развитие, без учёта воспитывающего фактора. Такой подход рождает нравственный эгоизм и развивает в душе ребёнка духовную «пустоту». Только то учение (обучение) является плодотворным и приносит здоровые результаты для духовно-нравственного развития, а значит и интеллектуального, которое учитывает воспитывающий элемент и определяет воспитание главным принципом перед всеми другими задачами педагогического процесса.
Детский творческий коллектив – среда, которая способствует живому общению. Дети учатся формулировать и выражать своё мнение, делиться приобретённой информацией в процессе коллективной работы, что в дальнейшем имеет большое значение во взрослой жизни.
Организация коллективной деятельности, общения, внутри коллективных зависимостей ведёт ко многому: воспитывает доброе отношение друг к другу, ребята становятся весёлыми, спокойными, общительными, самостоятельными.
Впервые в отечественной педагогической практике К.Д. Ушинским сформулирована необходимость воспитания у детей коллективистских качеств. Коллектив является формой и средством сохранения, развития и саморазвития творческого потенциала личности ребёнка, его природной одарённости и таланта.
Одной из целей детского творческого коллектива является гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребёнка.
В настоящее время выделено шесть типов одарённости:
- Интеллектуальный
- Академический
- Художественный
- Креативный
- Лидерская, или социальная одарённость
- Психомоторная или спортивная одарённость
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одарённого ребенка. Естественно, что разнообразие теоретических моделей и подходов к пониманию сущности и возможностей развития детской одарённости приводит и к разнообразию методов её выявления и построению стратегий образовательной работы с одарёнными детьми. При этом выявление детской одарённости является первым звеном в любой работе с одарёнными детьми.
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, необходимо пользоваться специально разработанными методиками. Наиболее актуальными и востребованными являются анкетирование и тестирование воспитанников и их родителей с целью получения информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей (табл.)
Таблица. Банк методик оценки одарённости.
Изучаемый показатель |
Методики |
Интеллектуальная одаренность |
|
Когнитивные психические процессы |
|
Математическая одаренность |
|
Лингвистическая одаренность |
|
Творческий потенциал |
|
Мотивация |
|
Личность |
|
Социальная одаренность |
|
Комплексные методики для педагогов и родителей |
|
Главным аспектом и уникальной особенностью воспитательной деятельности является тот факт, что одарённость в детях нужно не только выявлять, но и формировать, выкристаллизовывать. С одной стороны, ребёнок уже приходит в коллектив с определёнными качествами, навыками, способностями, но ведь при этом не каждый ребёнок в учреждении считается одарённым. Следует принимать во внимание, что проявление и развитие одарённости зависит от среды, в которую попадает ребёнок, от коллектива, в котором он развивается, проявляет свои способности и, конечно, от педагога, способного не только увидеть в ребёнке одарённость, но и создать те самые условия для её формирования.
Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга обеспечивает все условия для развития детей. В учреждении успешно реализуется «Программа выявления и поддержки одарённых детей в системе дополнительного образования ДТДиМ «Одарённые дети».
В каждом отделе дворца ведётся работа с одарёнными воспитанниками. В отделе туризма и краеведения, учитывая специфику отдела и новые веяния в молодёжной среде – развитие медиа пространства, информационных технологий, создана программа дополнительного образования «Ценные кадры». Она включает два блока: туристско-краеведческий и видеоискусство. Программа разработана таким образом, чтобы увлечь детей в активную творческую и физическую деятельность и приобщить к здоровому образу жизни, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка, социального, культурного и профессионального самоопределения, в туристско-краеведческой сфере. В Процессе освоения проекта дети получают возможность реализовать себя в качестве специалиста по созданию мультимедийного продукта, для дальнейшего представления результатов на мероприятиях различного уровня, и, возможно, с целью дальнейшего выбора профессии. Программа способствует не только овладению интеллектуальными информационными технологиями, но и получению опыта туристско-краеведческой деятельности, приобретению навыков поведения в природе. Обучаясь по этой программе, дети имеют возможность проявить разностороннюю творческую деятельность, раскрыть свой потенциал в детском творческом коллективе, представить свои достижения на всероссийских и международных конкурсах, таких как Международный конкурс «Звёздный проект», организованный фондом поддержки талантливых детей и молодёжи, городские конкурсы видео сюжетов «Мир моих увлечений», «По родной стране» и «Мы выбираем ЗОЖ», организованных комитетом образования Санкт-Петербурга, районный конкурс «Колпино – земля героев», также воспитанники стали дважды участниками межрегионального форума «Голос молодёжи» организованным министерством сельского хозяйства.