Детский творческий коллектив как среда поддержки одарённости

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Для гармоничного развития человека и сохранения баланса между виртуальным и реальным миром необходимо создать все необходимые условия для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность живого общения в детском творческом коллективе. Программа Дворца творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга, разработанная педагогами и методистами отдела туризма и краеведения способствует и овладению интеллектуальными информационными технологиями, и получению опыта туристско-краеведческой деятельности, приобретению навыков поведения в природе.

Ключевые слова

ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР, МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННОСТИ, МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, ОДАРЁННОСТЬ, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, СРЕДА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, УШИНСКИЙ

Текст научной работы

В настоящее время, в связи с бурным развитием виртуальной среды, стало наиболее актуальным развивать у ребёнка творческое абстрактное мышление, способность фантазировать, создавать новое. Однако чрезмерное погружение в виртуальный мир стирает грани реальности. Для гармоничного развития и сохранения баланса между виртуальным и реальным миром необходимо не только умение работать в виртуальной среде, но и умение общаться. Для подростка не только важно, чтобы его выслушали и поняли в среде сверстников, но и взрослые люди, старшие товарищи, важно научиться аргументированно выражать свои мысли.

Современные обучающие методики ориентированы в первую очередь на интеллектуальное развитие, без учёта воспитывающего фактора. Такой подход рождает нравственный эгоизм и развивает в душе ребёнка духовную «пустоту». Только то учение (обучение) является плодотворным и приносит здоровые результаты для духовно-нравственного развития, а значит и интеллектуального, которое учитывает воспитывающий элемент и определяет воспитание главным принципом перед всеми другими задачами педагогического процесса.

Детский творческий коллектив – среда, которая способствует живому общению. Дети учатся формулировать и выражать своё мнение, делиться приобретённой информацией в процессе коллективной работы, что в дальнейшем имеет большое значение во взрослой жизни.

Организация коллективной деятельности, общения, внутри коллективных зависимостей ведёт ко многому: воспитывает доброе отношение друг к другу, ребята становятся весёлыми, спокойными, общительными, самостоятельными.

Впервые в отечественной педагогической практике К.Д. Ушинским сформулирована необходимость воспитания у детей коллективистских качеств. Коллектив является формой и средством сохранения, развития и саморазвития творческого потенциала личности ребёнка, его природной одарённости и таланта.

Одной из целей детского творческого коллектива является гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребёнка.

В настоящее время выделено шесть типов одарённости:

  1. Интеллектуальный
  2. Академический
  3. Художественный
  4. Креативный
  5. Лидерская, или социальная одарённость
  6. Психомоторная или спортивная одарённость

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одарённого ребенка. Естественно, что разнообразие теоретических моделей и подходов к пониманию сущности и возможностей развития детской одарённости приводит и к разнообразию методов её выявления и построению стратегий образовательной работы с одарёнными детьми. При этом выявление детской одарённости является первым звеном в любой работе с одарёнными детьми.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, необходимо пользоваться специально разработанными методиками. Наиболее актуальными и востребованными являются анкетирование и тестирование воспитанников и их родителей с целью получения информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей (табл.)

Таблица. Банк методик оценки одарённости.

Изучаемый показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

  • Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
  • Тест Д. Векслера.
  • Тест Р. Амтхауэра.
  • Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)
  • Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),
  • Методика «Школьный тест умственного развития»

Когнитивные психические процессы

  • Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
  • Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.
  • Оценка устойчивости внимания.
  • Оценка переключения внимания.
  • Оценка вербально – логического мышления.
  • Оценка образного мышления.
  • Тест «Куб Линка».
  • Механической понятливости тест (Беннета).
  • Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
  • Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность

  • Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность

  • Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
  • Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
  • Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

  • Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
  • Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
  • Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)
  • Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
  • Методика «Предложения».
  • Методика «Классификация».
  • Методика «Две линии».
  • Методика Вартега «Круги».
  • Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
  • Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

  • Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
  • Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
  • Диагностика структуры учебной мотивации школьника
  • Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой
  • Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)

Личность

  • Тест 16-PF (Р.Кеттела).
  • Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).
  • Тест «Акцентуации характера».
  • Характерологический тест Айзенка.
  • Опросник САН
  • Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
  • Методика «Несуществующее животное».
  • «Тест школьной тревожности Филлипса».

Социальная одаренность

  • Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
  • Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
  • Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).
  • Методика «Q-сортировка».
  • Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.
  • Оценка отношений полростка с классом.
  • Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

  • Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
  • Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков)
  • Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Главным аспектом и уникальной особенностью воспитательной деятельности является тот факт, что одарённость в детях нужно не только выявлять, но и формировать, выкристаллизовывать. С одной стороны, ребёнок уже приходит в коллектив с определёнными качествами, навыками, способностями, но ведь при этом не каждый ребёнок в учреждении считается одарённым. Следует принимать во внимание, что проявление и развитие одарённости зависит от среды, в которую попадает ребёнок, от коллектива, в котором он развивается, проявляет свои способности и, конечно, от педагога, способного не только увидеть в ребёнке одарённость, но и создать те самые условия для её формирования.

Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга обеспечивает все условия для развития детей. В учреждении успешно реализуется «Программа выявления и поддержки одарённых детей в системе дополнительного образования ДТДиМ «Одарённые дети».

В каждом отделе дворца ведётся работа с одарёнными воспитанниками. В отделе туризма и краеведения, учитывая специфику отдела и новые веяния в молодёжной среде – развитие медиа пространства, информационных технологий, создана программа дополнительного образования «Ценные кадры». Она включает два блока: туристско-краеведческий и видеоискусство. Программа разработана таким образом, чтобы увлечь детей в активную творческую и физическую деятельность и приобщить к здоровому образу жизни, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка, социального, культурного и профессионального самоопределения, в туристско-краеведческой сфере. В Процессе освоения проекта дети получают возможность реализовать себя в качестве специалиста по созданию мультимедийного продукта, для дальнейшего представления результатов на мероприятиях различного уровня, и, возможно, с целью дальнейшего выбора профессии. Программа способствует не только овладению интеллектуальными информационными технологиями, но и получению опыта туристско-краеведческой деятельности, приобретению навыков поведения в природе. Обучаясь по этой программе, дети имеют возможность проявить разностороннюю творческую деятельность, раскрыть свой потенциал в детском творческом коллективе, представить свои достижения на всероссийских и международных конкурсах, таких как Международный конкурс «Звёздный проект», организованный фондом поддержки талантливых детей и молодёжи, городские конкурсы видео сюжетов «Мир моих увлечений», «По родной стране» и «Мы выбираем ЗОЖ», организованных комитетом образования Санкт-Петербурга, районный конкурс «Колпино – земля героев», также воспитанники стали дважды участниками межрегионального форума «Голос молодёжи» организованным министерством сельского хозяйства.

Читайте также

Цитировать

Старовская, Е.А. Детский творческий коллектив как среда поддержки одарённости / Е.А. Старовская, Е.А. Стружкова, Е.А. Тилькиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3186 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться