Некоторые рекомендации по выработке певческих навыков на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах/детских школах искусств

№16-1,

педагогические науки

Автор статьи, опираясь на собственный опыт преподавания сольфеджио (более 20 лет) предлагает практические рекомендации по встраиванию наиболее важных и необходимых элементов вокальной методики в уроки сольфеджио.

Похожие материалы

Одно из главных значений термина сольфеджио – вокальные упражнения для развития слуха и обработки голоса. Как правило, в повседневной практике преподавания сольфеджио основное внимание уделяется развитию у обучающихся навыков чтения нот, определения на слух интервалов, аккордов, ступеней ладов, записи диктантов. Навыки правильного пения (сольфеджирования) почти не развиваются (зачастую, из-за нехватки учебного времени, но также по причине недостаточной осведомленности педагогов в области вокальной методики и практики). Между тем, такие навыки представляются совершенно необходимыми для учащихся любых специальностей, любого возраста. Помимо повышения эффективности самого процесса обучения сольфеджио, грамотное овладение певческими навыками и их применение оказывает благотворное воздействие на весь организм человека, улучшает его самочувствие.

Более пятидесяти лет назад известный педагог, доцент Ленинградского института культуры А. Д. Варфоломос в своей работе «Пение в курсе сольфеджио» [2] поднимал вопрос о правильном, выразительном, красивом пении на уроках сольфеджио. Ситуация с тех пор мало изменилась. В методическом плане в настоящий момент существует огромное количество пособий, авторских курсов и разработок, учебников и хрестоматий по сольфеджио, как будто направленных на реализацию главной задачи этого предмета – развития у детей интонационно-правильного и выразительного пения, неотделимого от развития слуха и других параметров. Параллельно появилось немало пособий, предлагающих методики развития голоса у детей, без привязки к урокам сольфеджио, опирающихся, например, на народную исполнительскую манеру, как наиболее естественную для голоса [8]. Однако, на практике педагогу сольфеджио крайне сложно соединить большой объем теоретического и учебного материала с одновременным следованием той или иной вокальной методике. Например, известная и весьма эффективная методика В.В. Емельянова [4],[5] предполагает работу в несколько этапов, что почти нереально в условиях среднестатистического школьного курса сольфеджио. Отсюда возникает необходимость предложить педагогу сольфеджио необходимые основы вокальной методики и соответствующие рекомендации в максимально сжатом, универсальном и адаптированном для рядового урока виде.

В обычной практике стремление учащихся к выразительному пению в большинстве случаев остается лишь благим намерением. Ученики часто поют с сильным горловым оттенком, зажатой нижней челюстью, не умеют петь ровным звуком, отделяют слоги друг от друга, глиссандируют при подходе к верхним или нижним нотам и т. д. В результате учащиеся утрачивают образное ощущение музыки и не проникаются любовью ни к сольфеджио, ни к пению.

Вокальной работой нужно заниматься не в ущерб другим формам работы на уроке сольфеджио, например: во время распеваний, пения мелодий, аккордов, интервальных последований. Ученикам необходимо подробно объяснять механику работы голосового аппарата. Очень важно воспитывать у учащихся уважительное отношение к звуку. Идеальной формой организации учебного процесса в музыкальной школе было бы предъявление единых требований к учащимся на занятиях по сольфеджио, по вокалу (в тех школах, где они проводятся), в хоровом классе.

Некоторые практические рекомендации по работе с голосом на уроках сольфеджио

Вокальные задачи.

  1. Выработка высокой певческой позиции.
  2. Привитие элементарных навыков певческого вдоха и выдоха.
  3. Развитие протяженности дыхания, кантилены.
  4. Правильное формирование гласных.
  5. Правильное произношение согласных.
  6. Выработка подвижности голоса и стаккато.

Выработка высокой певческой позиции

Высокая певческая позиция (ВПП) – это приподнятое мягкое небо, опущенная гортань, свободный открытый рот. Приподнятое небо открывает резонаторы (лобную и гайморовы пазухи, носоглотку и ротовую полость). При опущенной гортани ее стенки расслабляются и связкам легче издавать высокие чистые звуки. ВПП вырабатывает полетный звук. При этом звук необходимо направлять вперед, не «заглубляя» его – иначе он «уйдет в затылок» и будет звучать неестественно. Получить ВПП помогает зевок. Надо объяснить учащимся, что во время вдоха им надо слегка зевнуть и оставить зевок на время пения. Можно попросить учащихся представить, что они вдыхают едва уловимый аромат духов или цветов. Получится тот же эффект. Выработке ВПП помогает пение закрытым ртом, с него можно начать и регулярно к нему возвращаться.

Практические рекомендации.

Во время пения надо сидеть ровно. Обе ноги должны стоять на полу, для того, чтобы часть тяжести тела приходилась на ноги: диафрагма не должна зажиматься.

Упражнения.

Упражнение 1

Варианты распевок могут быт самые разные – в зависимости от учебных целей.

Привитие элементарных навыков певческого вдоха и выдоха

В певческой практике существует несколько типов дыхания. Самый распространенный – брюшной (абдоминальный). При этом виде дыхания активно работают мышцы живота. Они очень подвижны, поэтому вдох можно сделать быстро, бесшумно, незаметно. Мышцами живота удобнее управлять выдохом. У мальчиков этот вид дыхания существует от природы, девочкам его надо вырабатывать специально. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить учащимся три общих правила:

  1. Вдох надо делать быстро, легко, незаметно (не поднимая плеч);
  2. После вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
  3. Выдох производить ровно и постепенно.

Рассмотрим каждое правило подробнее.

Чтобы не перебрать воздуха, надо, по возможности, набирать его через нос. Во время вдоха надо приготовить ВПП (если приучиться дышать при помощи мышц живота, то при задержке дыхания и соответствующем мышечном усилии воздух сам будет заходить внутрь). Задержку дыхания надо делать обязательно после каждого вдоха. Это самый сложный момент в процессе пения, но постепенно эта процедура становится привычной.

После задержки можно начать выдох (атаковать звук). Атака звука – момент начала пения. Существует три вида атак: мягкая, твердая и придыхательная. При мягкой атаке звука связки смыкаются плотно и мягко, звук появляется одновременно с выдохом. При твердой атаке – со стуком. При придыхательной атаке связки пропускают воздух, а затем смыкаются. Самой лучшей из атак считается мягкая; она является основой кантиленного пения. Твердая атака применяется при пении стаккато. Придыхательная атака применяется в изобразительных целях. Но ученики часто поют с придыханием, особенно распевы гласных в быстром темпе. Например, в упражнении:

Упражнение 2

перед каждым последующим звуком слышится вместо сплошного вокализа звук типа «ха». На это надо сразу обратить внимание учеников и попеть упражнение медленно, прислушиваясь к звукам (для укрепления пресса и выработки кантилены можно использовать упражнение В. В. Емельянова с вибрацией губ) [4, 187].

Вернемся к началу пения. Это очень важный момент. Атаковать звук надо мягко, сверху, небольшим уколом, не расслабляя мышц живота, как бы удерживая воздух в себе. Некоторые вокалисты говорят: «петь в себя». Надо следить за тем, чтобы звук был ярким, красивым, на опоре. Воздух нужно тратить ровно и постепенно, без толчков. При необходимости сделать звук громче или крепче, мышцы живота следует собрать еще больше. И чем меньше остается в легких воздуха, тем собраннее должен быть живот. Чтобы звук «не вываливался», полезно подержать ладонь перед губами. Если струя воздуха бьет по ладони, значит, воздух расходуется неправильно. Первые упражнения на дыхание можно делать без звука, на согласных «ш», «с» и «ф», но следует помнить, что уметь долго удерживать воздух еще не значит хорошо петь.

Существуют специальные упражнения на тренировку работы мышц живота. Например:

  1. Резко выдохнуть воздух на слоге «ух» и замереть с напряженными мышцами живота;
  2. Выполнять упражнения губами на звуке «тпрр…», как делали извозчики, когда останавливали лошадь (Емельянов).

На этих упражнениях пресс тренируется самопроизвольно.

Развитие протяженности дыхания, кантилены

Чем дольше ученик сможет удержать в себе воздух, тем больше у него возможностей для решения художественных задач. Протяженность дыхания можно вырабатывать во время пения попевок, ступеней гамм, мелодий. Принцип кантиленности звука в связности слогов. Чтобы слоги лучше связывались, их надо сделать открытыми, т.е. оканчивающимися на гласную. В некоторых мелодиях это получается само собой. Например: «Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла…». А в песне «Светит месяц» несколько слогов закрыты согласными, их надо перенести к следующему слогу, чтобы все слоги стали открытыми: «Све-ти-тме-ся-цсве-ти-т’я-сный». Если ученикам объяснить этот принцип сразу, то они быстро привыкают и делают все верно. Для выработки кантилены помогает и такое сравнение: надо представить себе, что вы поете сплошную нейтральную гласную, в которую сливаются а, у, о, э, ы и на нее нанизываются разные слоги (такая певческая гласная называется базовой или смешанной) [4, 107].

Правильное формирование гласных

Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правильного формирования гласных. Надо объяснить учащимся, что округляет звук ВПП (нейтральная гласная, а не губы). Губы участвуют в создании характера звука и слова. Для гласного «и» характерны собранность и острота звучания. Чтобы эта буква своей узостью (от природы), нижнюю челюсть надо стремиться открыть свободно, – как и при других гласных, а язык приподнять кверху и приблизить его к верхней альвеоле (язык должен быть мягким). Получится звук светлый и округленный. В распевках его надо ставить по соседству с другими гласными и добиваться его выравнивания, освобождения. Работа с буквой «и» полезна и для исправления таких недостатков голоса, как тусклое и глухое звучание, для выработки ВПП.

Упражнение.

Упражнение 3

Гласный звук «у» при пении мало отличается от гласного «у» при разговоре. Из всех гласных он самый удобный для работы. От природы он самый «темный», глубокий. Он способствует хорошему выравниванию гласных. Рот при формировании гласного «у» надо открыть, как на «о», при этом лишь слегка собрать губы. Но не следует слишком увлекаться этой буквой, чтобы не «загнать» звук «в затылок».

Упражнения.

Упражнение 4

Звуки «е», «ю», «я», «ё» – йотированные, их особенность в том, что они начинаются со звука «й», который надо произнести, быстро откинув челюсть вместе с языком на нужную гласную.

Упражнения.

Упражнение 5

Эти упражнения хороши еще и тем, что на них легче удержать высокую ВПП, т.к. начинаются они сверху. На этих распевках удобно изучать интервалы и ступени лада.

Использование йотированных букв и слогов помогает достижению остроты и звонкости звука. Звук «й», если он стоит в конце слога, надо, как и согласные, переносить к следующему слогу.

Упражнение.

Упражнение 6

Правильное произношение согласных

Гласные образуются в пении на непрерывной струе воздуха. Согласные же ее прерывают (затворяют). Глухие согласные произносятся без помощи голосовых связок («п», «ф», «т», «к», «ш», «щ», «с», «ч», «ц»). Задача заключается в том, чтобы научить связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. К наиболее важным для выработки звонкости голоса относятся четыре сонорные (поющие) согласные – «м», «л», «р», «н». Большинство и строится с использованием этих звуков.

Упражнения.

Упражнение 7

Четкость произношения согласных зависит от активной работы кончика языка, губ и мягкого неба. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука; например, согласный «д» в сочетании с гласным «а» способствует твердой атаке звука.

Упражнения.

Упражнение 8

Этот слог удобен еще и тем, что помогает получению объемного, полного звука. Для получения однородного звука, при исполнении мелодии, полезно сначала пропеть ее на слог «да», а потом перейти на пение со словами.

Для получения мягкого звука можно использовать слоги в сочетании с согласным «л».

Упражнения.

Упражнение 9

Выработка подвижности голоса и стаккато

Без усвоения навыков связного пения и четкой дикции подвижность, легкость голоса невозможна. В работе над этими качествами должна соблюдаться постепенность. Излишне быстрый темп ведет к потере дикции, к фальшивой интонации. Выработку гибкости голоса надо начинать с несложных упражнений, постепенно сдвигая темп и усложняя мелодию распевки.

Упражнения.

Упражнение 10

Стаккато – это отрывистое пение, основанное на твердой атаке звука. Оно помогает добиться упругости дыхания, остроты звучания голоса. Стаккато можно исполнять на одном дыхании, смыкая и размыкая связки, либо при помощи коротких толчков пресса (живота). Упражнения на стаккато можно начинать с первых уроков, с коротких фраз, постепенно усложняя мелодии и ритм.

В данной работе приведены упражнения, распространенные в практике педагогов-вокалистов и хоровиков. Варианты их могут быть самые различные, в зависимости от задач сольфеджио. Для выработки правильной артикуляции (произношения гласных и согласных) очень полезно пение гамм (так как в гамму входят основные гласные и согласные).

Выпускники теоретических отделений музыкальных училищ, колледжей и консерваторий владеют голосом в разной степени, но, к сожалению, не знают или знают в недостаточной мере секреты постановки голоса. Данная работа и направлена на ознакомление педагогов сольфеджио с практическими рекомендациями в этой области.

Список литературы

  1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Академия педагогических наук, 1953.
  2. Варфоломос А.Д. Пение в курсе сольфеджио. К методике преподавания в музыкальных училищах. Л.: Госмузиздат, 1962.
  3. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. М.: Госмузиздат, 1962. С. 77–130.
  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хоровиков и вокалистов. СПб.: Лань, 1997.
  5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическая разработка. СПб.: Областной институт усовершенствования учителей, 1993.
  6. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. М.: Музыка, 1977.
  7. Орлова Н.Н. Развитие голоса девочек (О возрастных изменениях). М.: Академия педагогических наук, 1960.
  8. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. Пособие для преподавателей детских музыкальных школ, лицеев искусств, средних и высших учебных заведений. СПб.: Союз художников, 2002.