Механизм антикризисного управления коммерческими банками

№118-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается понятие «антикризисное управление» применительно к банковской сфере. Дается определение таким понятиям как «кризис», «антикризисное управление», затрагивается классификация банковских кризисов. Большое внимание уделяется механизму антикризисного управления, правилам его формирования.

Похожие материалы

При управлении предприятием достаточно часто возникает ситуация, когда есть вероятность наступление кризиса. Понятие «антикризисное управление» имеет немало трактовок. Согласно одной из них оно означает сочетание знаний и результатов анализа имеющегося опыта, целью которого является оптимизация механизмов управления систем, необходимых для выявления возможных ресурсов, а также определенного потенциала развития. Также принято считать, что антикризисное управление — это система руководства, при которой осуществляется системный и комплексный подход, направленный на обнаружение и устранение негативных для бизнеса явлений [1].

Поскольку антикризисное управление связано с условиями неопределенности, значительную роль играет человеческий фактор и поведение людей в кризисных условиях. Например, именно человек ищет средства для выхода из кризиса, принимает важные решения, а также пытается предвидеть кризисную ситуацию. Как показывает практика наиболее губительными являются кризисы, которые не удалось спрогнозировать.

Цель антикризисного управления состоит в том, чтобы преодолеть возникший кризис или смягчить его последствия. Для реализации этой задачи необходимо прибегнуть к основным механизмам антикризисного управления. Следует отметить, что механизм по предотвращению кризиса должен совершенствоваться на регулярной основе.

Кризис — это резкое изменение, тяжелое переходное состояние в процессе развития определенной сферы человеческой деятельности.

Управляя кредитной организацией в кризисных условиях необходимо базироваться на методах, направленных не только на снижение всех статей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию, необходимых для погашения задолженностей, но и на рост объема продаж и получение соразмерной прибыли. Важным является использование новых приемов управления, к которым может относиться позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба за качество, ценовая политика и так далее [3].

Оптимальная модель антикризисного управления учитывает в первую очередь кадровый и финансовый (экономический) аспекты.

Кадровый аспект

1. Изменение направленности личности:

  • изменение системы потребностей и расширение круга интересов;
  • мотивация достижения целей;
  • растущая потребность в саморазвитии и самореализации.

2. Повышение квалификации и получение опыта:

  • повышение уровня компетентности;
  • расширение и развитие навыков и умений;
  • освоение новых способов решения поставленных профессиональных задач;
  • креативность деятельности.

3. Развитие сложных индивидуальных способностей.

4. Развитие качеств, важных в определенной деятельности.

5. Развитие деловых качеств.

6. Психологическая готовность к дальнейшей профессиональной деятельности в стрессовых условиях [4].

Финансовый аспект

1. Снижение затрат

Для повышения рентабельности продаж и увеличения притока денежных средств, необходимо снижать издержки. В ситуации кризиса сокращение издержек — это один из самых эффективных инструментов, которым предприятие может воспользоваться для стабилизации своего финансового положения. (Сокращение расходов банка возможно за счет экономии административно — хозяйственных расходов и уменьшения стоимости привлекаемых пассивов).

2. Стимулирование продаж

Увеличение продаж в условиях кризиса может проходить посредством развития отношений с имеющимися клиентами и привлечения новых, предложения рынку новых услуг, а также выражаться в пересмотре существующей системы скидок и льгот для клиентов.

3. Оптимизация денежных потоков

Процесс управления денежным потоком в банковской сфере очень специфичен и должен быть ориентирован на поддержание в банке нужного уровня ликвидности, при этом ликвидность получает потоковый характер, то есть характер непрерывного превращения исполненных требований в исполненные обязательства [5].

4. Работа с дебиторами

Показатель доли дебиторской задолженности в общей величине банковских активов (Удз) отражает, в первую очередь, качество активов банка и показывает степень формирования активов банка в основном за счет неработающих активов, возникающих у разных дебиторов перед банком. Считается, что чем выше расчетное значение Удз в динамике, тем ниже качество активов банка.

5. Реструктуризация кредиторской задолженности

Под реструктуризацией кредиторской задолженности понимается получение уступок со стороны кредиторов, например, сокращение суммы задолженности в обмен на различные активы, которые принадлежат компании. Выделяют несколько основных способов реструктуризации кредиторской задолженности: уступка акций компании, проведение взаимозачетов и другое [6].

Учитывая все вышеизложенное, стоит сделать вывод о том, что антикризисное управление играет существенную роль в системе функционирования банка. Необходимо заранее разрабатывать механизм антикризисного управления, постоянно его улучшать. Это позволит повысить качество корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях, а так же усовершенствовать банковское регулирование и банковский надзор.

Список литературы

  1. Соколов А. Антикризисное управление — это особый комплекс мер и принципов управления предприятием. FB.ru [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/107326/antikrizisnoe-upravlenie---eto-osobyiy-kompleks-mer-i-printsipov-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения 13.12.17)
  2. Тавасиев А. М., Мурычев А. В. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб.пособие. м.: ЮНИТИ — ДАНА, 2017.
  3. Садыкова А. Э. Основы антикризисного управления в коммерческом банке [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2017. — С. 91-93.
  4. Токарева Ю.А., Коваленко Т.К. Модель антикризисного управления персоналом предприятия в период социально — экономического кризиса // Фундаментальные исследования. — 2018. — № 8 — 3. — С. 616-619; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38951 (дата обращения: 13.12.2017).
  5. Жулидова В. Ю. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА. Вестник Саратовского государственного социально — экономического университета, 2017 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-denezhnymi-potokami-kommercheskogo-banka (дата обращения 13.12.17).
  6. Попова М. Как вывести предприятие из финансового кризиса // Финансовый директор. 2017. № 3. URL: http://www.fd.ru/archive_art/13131.html.