В Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года указано на необходимость «исправления осужденных, совершенствования воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленной на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития» [2].
Согласно данной цели Концепции важной является организация работы пенитенциарного психолога, создание условий, способствующих успешному отбыванию наказания с формированием определенных навыков, способствующих для адаптации к местам лишения свободы и ресоциализации после них.
Важным аспектом способствующие отбыванию наказания в местах лишения свободы является коммуникация. Коммуникация в местах лишения свободы обладает специфичностью, возникающей в результате использование криминальных деформаций общения, такие как жаргонизм, коммуникативные барьеры, особенности невербальных воздействий. Кроме этого, особое внимание обращаем на деформацию коммуникативной сферы. Осужденный, попадая в места лишения свободы, отказывается от прошлых установок на жизнь, ощущает состояние фрустрации, непонимания, сталкивается с такими чувствами как агрессия, обида, разочарование. Важным моментом на данном этапе выступает грамотное сопровождение сотрудников психологической лаборатории исправительного учреждения. Помогая осужденным выстроить грамотное взаимодействие друг с другом, обеспечивается предотвращение конфликтных ситуаций, членовредительства и возможных суицидальных попыток.
Обозначая актуальность проблемы, было решено провести анализ самоконтроля в процессе общения осужденных, находящихся в местах изоляции от общества. Самоконтроль является способом успешного приспособления к измененным условиям среды, сохранению ментального здоровья. В исследовании самоконтроля в общении участвовали 40 осужденных мужского пола ФКУ ИК -10 ГУФСИН России по Ростовской области. Нами было решено применить методику диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Имеет три шкалы коммуникативного контроля: низкий, средний или высокий коммуникативный контроль [1, с. 38]. В результате проведенного исследования мы получили следующий результат.

Анализ результатов исследования, представленный на рисунке 1, свидетельствует, что для большинства испыуемых осужденных наиболее характерны такие проявления как импульсивность, эмоциональность прямолинейность в процессе коммуникации. 72,5% респондентов отмечают низкий уровень самоконтроля, который влечет повышенную агрессию, нервно-психическую неустойчивость, эмоциональную экспрессию. 27,5% осужденных оценивают проявления самоконтроля в общени на средний уровень. Такие осужденные могут в экстремальных ситуациях не управлять своим эмоциональным состоянием, отвечать резкостью и грубостью на замечания сотрудников исправительного учреждения. У 12,5% осужденных, участвующих в исследовании, отмечен высокий уровень самоконтроля в коммуникации. Такие осужденные способны контролировать и менять коммуникативные качества в зависимости от требований окружающей среды, способны к высокой саморегуляции и осознанию корректности высказываний, проявляют толерантность к окружающим.
На основе выявления самоконтроля в процессе общения в среде осужденных можно прогнозировать оперативную установку в учреждении, подбирать индивидуальные способы предотвращения конфликтов в местах лишения свободы, выявлять цели воздействия для проведения психокоррекционной работы.