Феномен социального предпринимательства в Российской Федерации (к вопросу об определении и характеристике)

№119-1,

Экономические науки

В данной статье рассматриваются понятие, особенности и возможности функционирования социального предпринимательства на территории Российской Федерации, а также отношение людей к нему.

Похожие материалы

Наиболее ранним трудом, который рассматривал социальные проблематики и справедливое общественное устройство, было «Государство» (360 г. до н. э.) Платона. В этой работе древнегреческий философ рассматривал социально-экономическую концепцию развития, которая выражалась в создании идеального государства как государства всеобщего благосостояния, где каждый занимается своим делом и приносит пользу не только себе, но и обществу [4, с.162].

Понятие социального предпринимательства появилось примерно в 1960-х гг. XX в. в англоязычной литературе, посвящённой вопросам социальных изменений [5, с.78].

Современное понятие «социальное предпринимательство» Анастасия Буянова определяет, как новое явление для России, призванием которого является практическая реализация инновационных решений самых болезненных социальных проблем [2, с.80].

Егор Науменко также определяет социальное предпринимательство как новый вид социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским качеством и достижением стабильной самоокупаемости. Социальный бизнес аккумулирует всё лучшее из бизнеса и государственного сектора [3, с.22].

Как показывает практика, социальное предпринимательство — многогранная сфера для ведения бизнеса. Оно существует в разных формах. Поэтому определение социального предпринимательства вызывало большую дискуссию.

По определению А. А. Харченко, к социальному предпринимательству можно отнести формы ведения бизнеса, направленные на решение социальных, культурных или экологических проблем населения [6, с.85].

Доктринальное понятие «социального предпринимательства», которым пользовались до внесения соответствующий поправок в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяло его как предпринимательскую деятельность, нацеленную на решение социальных задач. Социальное предпринимательство находится на стыке предпринимательской деятельности и благотворительной, общественно полезной деятельности. Таким образом, до 26 июля 2019 года понятие «социального предпринимательства», основанное на законодательстве, виделось как деятельность, направленная на извлечение прибыли, но вместе с тем полезная обществу [1, с.91-94].

Социальное предпринимательство — это инновационное явление, которое способно и должно изменить общество России. Позитивный опыт деятельности должен иметь возможность применения в масштабе всей страны для быстрого и эффективного тиражирования благоприятных социальных изменений. К сожалению, не все даже успешные социальные предприятия могут применяться на территории всех субъектов Российской Федерации.

Егор Науменко выделяет основные проблемы, которые мешают развитию социального предпринимательства в Российской Федерации: В России многие продолжают воспринимать социальный бизнес как благотворительность. Также есть большая проблема, связанная с недостаточным финансированием социального предпринимательства на федеральном уровне. Большинство грантов, конкурсов финансируется частными иностранными инвесторами.

Множество экспертов замечают особенность Российской Федерации в том, что решением социальных проблем преимущественно занимаются государственные структуры. При этом в России существуют устойчивые ниши для социальных предпринимателей, которые появляются в результате медленного реагирования, несовершенства законодательства и неповоротливости государственных органов.

Развитие социального предпринимательства крайне благоприятно подействует на общественную жизнь страны. Анастасия Буянова сделала следующие выводы о том, как может быть полезно социальное предпринимательство [2, с.80]: Создаст новые модели социально значимой деятельности для формирования инновационной социально ориентированной экономики, что позволит повысить социальную стабильность общества и уровень жизни населения. Позволит повысить экономическую эффективность за счет использование ресурсов, которые ранее не использовались. Будет способствовать трудоустройству социально незащищенных слоев населения и людей, для которых занятость на полный рабочий день невозможна. Социальное предпринимательство будет способствовать развитию сферы социальных услуг, повышению их качества и доступности.

Так как социальное предпринимательство — достаточно молодое явление на территории Российской Федерации, её сущность активно формируется. На данный момент ведётся работа на формирование общественного мнения относительно деятельности социальных предприятий в сфере решения конкретных общественных проблем. Необходимо избавиться от мнения, что работа по оказанию услуг и решению важных социальных проблем — это исключительная прерогатива государства. Ответственность за благосостояние общества равно лежит на каждом субъекте этого общества, поэтому полным перекладыванием ответственности на других членов невозможно добиться положительных сдвигов в данной отрасли.

Таким образом под социальным предпринимательством подразумевается деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение важных общественных проблем, объединяющая коммерческую и социальную составляющую, использующая инновационные наработки и улучшая уровень жизни того общества, где находится этот субъект предпринимательства.

Список литературы

  1. Буянова, А. В. К вопросу о социальном предпринимательстве // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 91–94.
  2. Буянова, А. В. Социальное предпринимательство в России / Бизнес в законе. 2015. № 4. С. 80.
  3. Науменко, Е. Е., Прилуцкая К. П. Социальное предпринимательство в России // Сборник Тюменского государственного университета. 2016. № 1. С. 22.
  4. Платон. Государство / Платон. — М.: Наука, 2019. — С. 162.
  5. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. С. 78.
  6. Харченко, А. А. Социальное предпринимательство в России // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 3. С. 85.