Экономические права ребенка

№120-1,

Юридические науки

В Российской Федерации права детей отражены в Конституции и закреплены в законодательстве страны различными нормативно-правовыми актами. Однако по сей день продолжается процесс по совершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей и ведется постоянная правотворческая работа.

Похожие материалы

В законодательную базу Российской Федерации по правам ребенка входят: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно представленного законодательства, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители — родители или опекуны.

При нарушении экономических прав ребенка предусмотрено вторжение органов опеки и попечение с целью контроля действий нарушителей. При невозможности достичь разрешения ситуации мирным путем, разбирательства ведутся в судебном порядке.

В социологическое исследование обозначенной проблемы вошли интервью с различными представителями государственной защиты в интересах несовершеннолетних, которые далее будут представлены в работе.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Рисунок 1. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

В целях создания благоприятных условий для развития детей и для обеспечения защиты их прав утверждаются правительственные федеральные целевые программы. С января 2007 года несовершеннолетние дети становятся собственниками жилых помещений (долевыми собственниками) по программе материнского капитала, которая представляет собой форму государственной поддержки российских семей, имеющих и воспитывающих детей. Денежные средства, выделяемые семьям по данной программе, могут быть израсходованы семьей на приобретение жилого помещения, которое делится между всеми членами семьи.

Для социологического исследования проблемы знаний о правах ребенка, в том числе и имущественных можно предложить следующие анкеты (рисунок 2).

Анкета участников социологического исследования о правах ребенка [5]
Рисунок 2. Анкета участников социологического исследования о правах ребенка [5]

Закрепление данных прав у ребенка — это важный момент в его жизни. Приобретение имущественных прав играет важную роль в личностном становлении несовершеннолетнего, дает ему возможность стать равноправным членом общества.

Свободное использование имущества и применение способностей, закрепленное в статье 35 Конституции РФ, позволяет ребенку осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность [1].

Эмансипация или вступление в брак до достижения возраста 18 лет являются основанием приобретения полной дееспособности несовершеннолетним, что в свою очередь разрешает ему заняться предпринимательством. В случае отсутствия полной дееспособности с 14 до 18 лет, только с согласия родителей, попечителей, усыновителей несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 35 Конституции РФ родившийся ребенок уже может владеть имуществом на праве частной собственности. Однако пользоваться и распоряжаться этим имуществом в силу возраста несовершеннолетний может начать, только приобретя полный объем дееспособности [2].

До этого момента правом распоряжения ценным имуществом несовершеннолетнего, обладают родители, усыновители, опекуны и только с выгодой исключительно для самого ребенка.

Согласно Конституции РФ лишение имущества возможно только по судебному решению, по иным основаниям гарантируется запрет его отчуждения.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Рисунок 3. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Статья 40 Конституции РФ декларирует право на жилище, это право закреплено также и за несовершеннолетним. Оно устанавливается жилищным кодексом и специальными законами субъектов РФ и дает ребенку возможность стабильного пользования занимаемого жилого помещения, истребования в случае необходимости улучшения жилищных условий, а также нахождение в здоровой среде обитания.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Рисунок 4. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Иногда несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения, вынужден покинуть жилое помещение, хотя в нем остаются проживать другие члены его семьи. В этом случае на весь период его пребывания в детском или ином воспитательном учреждении, либо у родственников, опекунов (попечителей) за ребенком закрепляется право на это жилище.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Рисунок 5. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

По жилищному законодательству установлен процедурный порядок проживания для несовершеннолетних. Согласно которого, над переданными в собственность несовершеннолетнего жилыми помещениями, должен осуществляться контроль за их сохранностью со стороны органов опеки и попечительства, а также административных органов детского учреждения, куда помещен ребенок.

Продажа или обмен собственником жилого помещения, где зарегистрированы несовершеннолетние, возможны исключительно с согласия органа опеки и попечительства, потому как затрагиваются их права и законные интересы.

Ребенок обладает правом на труд (ст. 37 Конституции). Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

На практике декларируемое в Конституции право на труд несовершеннолетнего фактически сложно реализовать, поскольку должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних. В условиях свободного рынка, рабочие места для несовершеннолетних, предприятия гарантировать могут только в обмен на определенные льготы. Процесс квотирования таких рабочих мест очень важен в экономике страны и возможен лишь с развитием производства.

В обязанности органов государственной и муниципальной власти входит обеспечение квотирования рабочих мест в целях трудоустройства детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.

К участию в трудовой деятельности несовершеннолетний может привлекаться соразмерно его возрастных особенностей физического здоровья и умственного развития, уровня образовательной и профессиональной подготовки.

Также в свободное от учебы время допускается участие несовершеннолетнего в общественно полезном труде. Эта выполняемая работа должна быть организована так, чтобы не нанести вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка.

Если общественно полезные нагрузки не предусмотрены образовательной программой, то существует запрет на привлечение учреждениями к ним обучающихся без их согласия и согласия их родителей или законных представителей [4].

Введен запрет на допуск несовершеннолетних к работам с вредными и опасными условиями труда, связанным с поднятием тяжестей, подземными работами, сверхурочными и ночными сменами, работой в выходные дни. Не допускается привлекать их к работам в игорном бизнесе, ночных кафе, клубах и ресторанах, в производстве, перевозке и торговле спиртосодержащими напитками, наркотическими и психотропными препаратами, табачными изделиями.

Продекларированные в статьях 43, 44 Конституции РФ права на получение образования, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений также относят к экономическим правам детей.

В пункт 2 статьи 54 СК РФ внесены изменения: "Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры."[3].

Примером реализации экономических прав ребенка могут стать следующие ситуации: закон требует, чтобы ребенок проживал с родителями или с одним из них. В случае развода родителей, второму родителю назначаются алименты на его содержание. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса РФ.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Рисунок 6. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Размер выплат определяется согласно доходов родителя и устанавливается либо как доля от дохода, либо как фиксированная сумма выплат, которая не подлежит уменьшению. Размер доли на трех и более детей может составлять около половины доходов. В случае приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем, а также в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске может удерживаться до 70% заработной платы. По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным. Эти меры предпринимаются для того, чтобы обеспечить достойные жилищные условия, питание, одежду и достаточный уровень жизни несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние дети — самая незащищенная категория граждан. Для их защиты действующее законодательство РФ предусматривает меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц, вместе с тем процесс по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей всегда должен учитывать это обстоятельство и предлагать самые совершенные механизмы охраны прав ребенка.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 02.12.2019 N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации
  3. Джандарбек Б.А. Проблемы социально-экономических прав ребенка. — 2011.- № 8. — С. 124-127.
  4. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы реализации права семьи с детьми на социальные пособия // Сборник материалов семинара по преодолению правового нигилизма в России. -2011. — С. 85-88..
  5. Пахомова Е.Р. Экономические права ребенка. Их нарушения и пути преодоления. [электронный ресурс] // Материалы VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Старт в науке" url: school-science.ru/6/8/38047 (дата обращения 13.02.2020)