В современных социально-экономических, социально-демографических условиях возрастает роль специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации — социальных приютов.
Проблема формирования компетентности педагога социального приюта приобрела свою актуальность по нескольким причинам. Во первых, изменилась социально-профессиональная роль педагога. Во-вторых, изменение культурно-нравственных ценностей, социо-культурных норм ведет к необходимости пересмотра содержания социально-реабилитационного процесса. В-третьих, все вышеперечисленное предъявляет новые требования к субъекту педагогической деятельности.
Поиски определения и содержания понятия компетентности отражены в трудах отечественных и зарубежных (Н. Хомский, Дж. Равен, Р. Боятцис, Г. Гарфинкель) педагогов, психологов и социологов (С.Е. Шишов, А.В. Хуторской, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др. Н.В. Кузьмина).
Свой вклад в теорию профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении педагога Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин.
Формирование социально-профессиональной компетентности педагога социального приюта становиться возможным, если определено содержание самого понятия, установлено его место в ряду «компетентность», «профессиональная компетентность», «социальная компетентность», раскрыта структура социально-профессиональной компетентности.
Анализ психолого-педагогической литературы, анализ диссертационных исследований последних лет (И.А. Ларионовой, Н.В. Курилович, М.В. Мороз, Т.С. Базаровой, В.В. Сизиковой, Н.Е. Панкратова), осмысление практики деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на базе ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин») позволили сформулировать социально-профессиональную компетентность социального приюта как целостное новообразование личности, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.
Социально-профессиональная компетентность многоструктурна по своей природе. Основными ее компонентными характеристиками являются аксиологический, психологический, социальный, операционно-деятельностный.
Формирование социально-профессиональной компетентности педагога социального приюта основано на создания и внедрении комплекса организационно-педагогических условий, основными из которых являются диагностика профессионально-педагогических затруднений педагогов, конструирование и реализация программы развития социально-профессиональной компетентности, организационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов с учетом специфики учреждения.