Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности

NovaInfo 120, с.136-138
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья раскрывает взаимосвязь типа темперамента человека и успешности его учебной деятельности. Под учебной деятельностью подразумевается не только процесс школьного или вузовского образования, но и процессы самообразования в любом возрасте.

Ключевые слова

НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ИНТРОВЕРТ, ЭКСТРАВЕРТ, УСПЕХ, ФЛЕГМАТИК, МЕЛАНХОЛИК, САНГВИНИК, ХОЛЕРИК, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УСПЕШНОСТЬ, ТЕМПЕРАМЕНТ, АЙЗЕНК, ХАРАКТЕРИСТИКА

Текст научной работы

Действительно ли тип темперамента человека оказывает влияние на его успешность в процессе приобретения новых знаний и навыков? Экспериментально доказано, что тип темперамента человека влияет на многие сферы его жизнедеятельности и процесс обучения не является исключением. Знание особенностей своего темперамента не просто позволяет познать самого себя, но и помогает намного эффективнее и продуктивнее использовать свои ресурсы.

Еще в Древней Греции люди уже задумывались об особенностях протекания человеческих реакций на раздражители. Первым, кто заговорил о разделении людей по типам темперамента, стал древнегреческий философ и врач Гиппократ. Еще тогда он задумался над тем, почему одни люди вспыльчивы и агрессивны, а другие невозмутимы. И почему для успокоения некоторых пациентов достаточно всего нескольких слов, а другие еще долгое время могут находиться в возбужденном состоянии. Свою руку к попыткам разделения людей по скорости протекания психоэмоциональных реакций приложил Эскулап, однако создать первую четкую систему разделения удалось лишь Гиппократу.

В основе классической системы разделения людей по типам личности лежит теория влияния преобладающей жидкости в организме человека на его психологические особенности. По Гиппократу, чья система разделения людей по типам темперамента стала традиционной, люди, в чьих телах преобладающей жидкостью является кровь, составляют активную и «живую» часть общества. Их также можно назвать сангвиниками, от латинского слова sanguis — кровь, жизненная сила. Люди, в чьих телах преобладает лимфа (флегма), отличаются высоким уровнем спокойствия и невозмутимостью. Таких принято называть флегматиками. Те, в чьих организмах преобладает желчь (холе), считаются неумно активными и суетливыми. Холерики отличаются проявлением бурной реакции на любые обстоятельства. И те, в чьих организмах преобладает черная желчь (таковой до настоящего времени не удалось обнаружить в теле человека ни одному ученому), отличаются от остальных особо высоким уровнем чувствительности ко всему происходящему вокруг и чрезмерной чуткостью реакций на внешние обстоятельства. Таких людей принято называть меланхоликами.

Несмотря на наивность теории влияния преобладающей в организме жидкости человека на его поведение в обществе, система разделения людей на типы темперамента по Гиппократу наиболее четко отражает различия между темпераментами и именно поэтому до настоящего момента является основой для описания психологических различий между людьми.

Позже ученые выдвинули еще несколько систем разделения людей по типам темперамента. Однако наиболее четкой из них является теория, основывающаяся на типах нервной системы. Автором психофизиологической теории является русский и советский ученый Иван Петрович Павлов.

По Павлову, всех людей можно разделить по их типам нервной системы:

  • первый тип — сильный, уравновешенный, подвижный;
  • второй тип — сильный, неуравновешенный; возбудимый;
  • третий тип — сильный, уравновешенный, инертный;
  • четвертый тип — слабый.

Сравнив классическое представление о типах темперамента и психофизиологическую теорию, Павлов пришел к выводу о том, что они сильно совпадают друг с другом и решил объединить их.

Таким образом, по Павлову типы темперамента можно различать следующим образом:

  • сангвиник (первый тип нервной системы) — легко приспосабливается к условиям жизни. Для него характерны быстрые реакции, а также их обдуманность. Наиболее подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Он имеет большое количество соединений. С большим интересом относится к делу продуктивному, энергичному; в остальном вялому, скучному, неинтересному. Характеризуется высокой устойчивостью к различным трудностям;
  • холерик (второй тип нервной системы) — человек, для нервной системы которого характерно преобладание возбуждения над торможением. Энергичный, с низким уровнем самоконтроля и выносливости. Для него характерны вспыльчивость, невоздержанность и нетерпеливость. При высоком уровне интереса он рискует полностью посвятить себя делу, а затем резко потерять к нему интерес. В случае потери интереса к начатому делу возникает раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Он склонен к невротическим срывам и конфликтам с людьми из-за присущего его нервной системе чередования положительных циклов подъема настроения и энергии с отрицательными циклами спада и депрессии. Холерику будет трудно приспособиться к деятельности, требующей спокойствия и плавных движений;
  • флегматик (третий тип нервной системы) — он характеризуется медленными реакциями на любые раздражители. Однако устойчив и хорошо сопротивляется сильным и длительным раздражителям. Уравновешенный, стабильный в настроении и работоспособности. Для него характерны спокойствие, терпение и сдержанность. Однообразен в мимике и интонации эмоций. Флегматик сохранит спокойствие даже в серьезных неприятностях, но иногда способен дать волю чувствам;
  • меланхолик (четвертый тип нервной системы) — человек, который легко поддается эмоциям и ситуациям. В большинстве случаев он заторможен и безучастен. Слабо выносливый и встревоженный. Испытывает затруднения в постройке новых взаимоотношений, среди новых людей.

Итак, скорость протекания нервных реакций — есть основа деления всех людей на типы темперамента, а значит тип темперамента действительно влияет на успешность любой деятельности человека. Однако не стоит забывать о шкале интроверсии — экстраверсии, которая также влияет на способность человека действовать в той или иной жизненной ситуации.

Немецко-британский учёный-психолог Ганс Юрген Айзенк смог разделить четыре типа темперамента в классическом понимании на два больших подтипа: интровертов и экстравертов. Тест на определение типа темперамента по Айзенку до сих пор пользуется большой популярностью среди ученых и обывателей. В опроснике всего 57 вопросов, требующих закрытого ответа «Да» или «Нет», некоторые из которых направлены на проверку искренности человека во время прохождения опроса. Однако стоит отметить, что в реальном мире не существует «чистых» сангвиников, флегматиков, меланхоликов или холериков. В каждом из нас присутствуют черты всех четырех типов, однако один из них преобладает.

К экстравертам Айзенк относит сангвиников и холериков, так как обладатели данных типов темперамента отличаются общительностью, активностью, оптимизмом, подвижностью и сильным типом высшей нервной деятельности.

К интровертам можно отнести флегматиков и меланхоликов, так как они малообщительны, наиболее сдержанны, отдалены от всех, также в своих поступках они ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения и постоянно контролируют свои эмоции.

Стоит отметить, что у экстравертов (сангвиников и холериков) более развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за интуицию, фантазию, творчество и воображение, что частично отражается во внешнем облике человека — у них более развит левый глаз. Поэтому сангвиникам и холерикам нередко приходится сталкиваться с проблемами преодоления нудного заучивания или зазубривания. Для таких людей более подходящим форматом обучения станет наглядное объяснение с полным включением в образовательный процесс.

Аналогично у интровертов более развито левое полушарие головного мозга, отвечающее за логику, анализ, языки и речь. Поэтому меланхоликам и флегматикам стоит обратить внимание на проговаривание каждого изученного материала и пересказ его кому-либо из заинтересованных.

Читайте также

Список литературы

  1. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента / — Пермь.: Пермское книжное издательство, 2013. — 296 с.
  2. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. — М., 2010. — 378 с.
  3. Маклаков А.Г. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2013. — 452 с.
  4. Кейрси, Дэвид Пожалуйста, пойми меня — II. Темперамент. Характер. Интеллект / Дэвид Кейрси. — М.: Черная Белка, 2011. — 320 c.
  5. Подростковый опросник Айзенка. [Электронный ресурс] //Портал о психологии. / Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/177.

Цитировать

Лимонова, Е.М. Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности / Е.М. Лимонова, Я.В. Малинина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 120. — С. 136-138. — URL: https://novainfo.ru/article/18153 (дата обращения: 23.01.2022).

Поделиться