Особенности и причины агрессивного поведения

№121-1,

психологические науки

В статье представлен обзор особенностей и причин агрессивного поведения. Рассматриваются факторы влияющие на развитие агрессии и ее форм.

Похожие материалы

Существуют основные причины возникновения агрессивного поведения, которые подразделяются на социальные, биологические и психологические. Что же можно отнести к биологическим причинам? Это , во- первых, наследственность, гормоны. Да, причины агрессивного поведения имеют связь с генетическими предрасположенностями. Другими словами, физиология очень важный элемент в этой теме. Существенно возрастает уровень агрессии в подростковом возрасте, в время пубертатного периода. Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов. А именно серотонина, дофамина и норадреналина. Особое влияние на агрессивность и девиантное поведение человека оказывает лобная доля черепа (именно она осуществляет планирование и подавляет агрессию). Если она повреждена или травмирована, могут наблюдатся формы острого агрессивного состояния.

Специалисты утверждают, что не следует рассматривать факторы поверхностно, учитывая только физиологические моменты. Социальная среда влият не только на сам характер, но и на отдельные психологические черты индивида. Результаты такого влияния могут быть как положительными , так и отрицательными, однако , в большинстве случаев, такие результаты «комбинированы».

Часто форма агрессивного поведения начинает формироваться с раннего детства, когда настраиваются первичные социальные навыки. Окружающая социальная среда имеет огромное влияние. Так же уровень образования играет немаловажную роль в проявлении агрессивного состояния. Малообразованные люди зачастую агрессивны. Если говорить о подростках, то нередко такое неправильное поведение формируется у них вследствие общения в определенных группах, коллективах. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре. Черты характера так же принимают участие в формировании формы агрессивного поведения . В таком случае чаще всего принято говорить о: Тревожности. Эгоцентризме. Импульсивности. Эмоциональной неустойчивости.

Реакции агрессивного поведения проявляются тогда, когда человек терпит неудачи в реализации важных для него потребностей. Агрессивное поведения могут спровоцировать множество причин, одни из них, так называемые, «одноразовые», которые имеют место в повседневной жизни человека. Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens — человека разумного. Жара.. Атака. Нередко агрессивное поведение человека — это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око». Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных.

Но все относится и к человеку. Изоляция может способствовать развитию агрессии, к примеру, если поместить человека в клетку, принятие алкоголя и психотропных веществ (что говорит о возникновении агрессивного состояния на физиологическом уровне). Возбуждение, сексуальное может приводить к агрессии. Эксперименты показали, что в процессе ухаживания, в момент интимных отношений и при агрессивном поведении у мужского пола активизируется один и тот же участок головного мозга. Это свойственно и животным . Агрессия в этом периоде совершенно актуальна. Самец преследует цель , которая заключается в скором привлечении внимания со стороны самки. Это можно отнести к естественному отбору, самец пытается продолжить род, закрепить свой генетический тип, для этого следует бороться.

У детей

Когда речь заходит об агрессии у детей, то стоит учитывать, что в некоторых ситуациях агрессия необходима каждому человеку. Агрессивность помогает в случае самозащиты, достижении своих целей, отстаивании прав и удовлетворения желаний.

Агрессия в определенной форме помогает чувствовать себя уверенно, дает определенные силы и стимулирует. Конечно, это приемлемо только в тех случаях, когда речь идет не о негативных чертах: ненависть, злость, гнев.

Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Причинами могут быть недопустимое, озлобленное поведение членов семьи: ругань, оскорбления, хамство. Безразличие или чрезмерный контроль и властность родителей. Все это формирует неблагоприятную психологическую среду, которая имеет огромное влияние на состояние ребенка. Родители должны должны проявлять здравую опеку, заботу, относится с лаской и любовью к своим детям.

У подростков

Наивысшая точка агрессивного состояния подростков приходится на момент полового созревания, основными причинами могут быть бытовые конфликтные ситуации, отсутствие серьезных увлечений, хобби, межличностные проблемы, зачастую, в этот период происходит достаточно сложный поиск себя, идентификация, которая протекает достаточно тяжело.

Подростки склонны к подражанию и внушаемости. Они озлобленно настроены по отношению к своим родителям и сверстникам. Имеются проблемы ,связанные с низкой самооценкой. Преобладают такие черты как тревожность, нервозность, эгоцентризм. Данные факторы в совокупности приводят к появлению агрессивного состояния. Агрессивных подростков и детей можно увидеть не только в неблагополучных семьях — они встречаются на разных социальных уровнях, являясь средством демонстрации самостоятельности и зрелости. Здесь агрессия уже выступает как средство демонстрации особенностей и значимости своей личности, это еще одна причина возникновения агрессивного состояния. Особый протест окружающему миру,и можно говорить о психологических моментах, нежели о физиологических. Хотя последние имеют место: человек переживает множественные изменения в своем организме, скачок роста, этап взросления. Если говорить о социуме, то подростки крайне уязвимы в этом моменте, так как происходит поиск себя, но с неким присутствием подражания определенной личности и присутствием некого конформизма (если речь идет о социальных, неформальных подростковых группах, где , как правило, присутствует один или несколько лидеров, задающих «идеальную, нужную» модель поведения. То есть это тот возраст, когда необходимы авторитеты.

Форма подросткового кризиса тесно связана с формой подростковой агрессии. Имеется множество сложных и тревожных вопросов: Кто я? Как мне себя найти? Какую роль я играю? Насколько я умею бороться с кризисами? Как найти индивидуальный способ выхода из конфликтных ситуаций?

Такое явление, как агрессия, встречается и в школе, и в семье. Зачастую приходится сталкиваться с аутоагрессией (страшное явление, которое приводит к суициду. Если это не психическое отклонение, то методами борьбы с агрессией могут быть конструктивный диалог, разговор по душам, помощь психолога.

Психологические особенности проявления агрессии обусловлены различными причинами на каждом возрастном этапе, так же имеет значение и гендерная принадлежность. Совокупность индивидуальных качеств, физиологических аспектов, влияние окружающей среды( социум) ‒ всё это имеет огромное влияние на проявление огромного спектра эмоций, чувств, в том числе и агрессии.

Список литературы

  1. Агапов П.В. Социальная агрессия: традиции исследования проблемы: (от К. Лоренца к Э. Фромму) / П.В. Агапов // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Т. 10, вып. 5/6. — С. 418-425.
  2. Амельков А.А. Основы возрастной психологии: учеб.-метод пособие / А.А. Амельков. — Минск: БИП-С Плюс, 2006. — 47 с.
  3. Антология гендерной теории: [Сб. пер.] / Европейский гуманит. ун-т. Центр гендерных исследований; Сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой; пер. И. Караичевой и др. — Мн.: Пропилеи, 2000. — 384 с.
  4. Бэрон Р. Агрессия: Учеб. пособие для студ. и аспирантов психологич. фак., а также слушателей курсов психологич. дисциплин на гуманитарных фак. вузов РФ / Бэрон Р., Ричардсон Д.; Пер. с англ. С. Меленевской и др. — СПб. и др.: Питер, 1997. — 336 с.
  5. Вышинская Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. — 2006. — №11. — С. 69-72.
  6. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / под ред. М.М. Малышевой. — М.: Acadevmia, 2002. — 520 с.